Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2021

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 69 l аРм бюро пропусков, обеспечивающее оформление пропусков сотрудникам, посети- телям и автотранспорту; l аРм системного администратора ИСб, обес- печивающее конфигурирование, админи- стрирование и контроль за состоянием техни- ческих средств ИСб. Доступ к любому из аРм ограничивается с помощью системы паролей и полномочий, задаваемых операторам, а их действия прото- колируются в едином протоколе событий. Необходимость в новой подсистеме контроля территории Отдельно следует рассмотреть создание новой подсистемы контроля территории, прилегающей к объекту образования, что необходимо для исключения ситуации, аналогичной случившейся 11 мая 2021 г. в Казани, когда важная информа- ция не была оперативно использована для пред- отвращения анв. Ранее 3 , еще до теракта в Каза- ни, мы указывали, что должен быть осуществлен переход от "обеспечения пропускного и внутри- объектового режимов", в чем накоплен большой опыт, к обеспечению безопасности прилегающих "территорий общего пользования", которыми пользуется неограниченный круг лиц, и форми- рование с этой целью новой системы мониторин- га безопасности прилегающей территории, вклю- чаемой в ИСб. При этом также возникает требо- вание по созданию технологий дистанционного "выявления несанкционированного вторжения" и должны быть внесены изменения в ПП от 2 авгу- ста 2019 г. №1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения Рос- сийской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (террито- рий)". П. 20, подп. "д" необходимо изложить в следующей редакции: "Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: … д) исключения фактов бесконтрольного пребыва- ния посторонних лиц и транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них, а также несанкционированного проведения фото- и видеосъемки объектов (тер- риторий) министерства просвещения Россий- ской Федерации, обеспечения соблюдения пра- вопорядка на этой территории согласно поста- новлению Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272 посредством обору- дования территории интеллектуальной системой видеонаблюдения, колонной экстренного вызова наряда полиции или диспетчера". Разработка уровней досмотра необходима разработка нормативного акта по досмотру, дополнительному досмотру и повтор- ному досмотру, регламентирующего права лица, его осуществляющего, а также списка предметов и веществ, запрещенных для проноса (провоза) на территорию объекта образования. Это связа- но с тем, что контрольно-пропускной режим является одним из ключевых моментов в орга- низации системы безопасности. Он представ- ляет собой комплекс организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих поря- док пропуска через контрольно-пропускные пункты в здания сотрудников объекта, посети- телей, транспорта и материальных средств. Это также комплекс организационных мероприятий (административно-ограничительных), инженер- но-технических решений и действий сил без- опасности (ЧОП), в частности по выполнению досмотра, дополнительного досмотра, повтор- ного досмотра. Организация контрольно-про- пускного режима отличается определенной сложностью, так как механизм его осуществле- ния для обеспечения интересов образователь- ной организации основывается на применении запретов и ограничений в отношении лиц, пере- секающих границы охраняемых объектов. Такой механизм должен быть безупречным с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства, поэтому требования к поряд- ку выполнения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра должны быть утверждены постановлением Правительства РФ. в нем должно указываться, что первоначальный контроль производится на границе территории объекта, углубленный – на главном входе, а лица, отказывающиеся пройти досмотр, на тер- риторию объекта не допускаются. Инженерная укрепленность новое требование после событий в Казани – инженерная укрепленность. Она должна вклю- чать в себя усиленные двери в учебные помеще- ния с замком, контролируемые СКУД, обеспечи- вающие возможность вскрытия сотрудниками правоохранительных структур или мЧС. необхо- димо реализовать два разных типа звуковых сиг- налов оповещения – "Пожар" и "вооруженное нападение". в первом случае требуется покинуть здание, во втором – заблокировать двери учеб- ных помещений изнутри. Для решения этой про- блемы нужно предусмотреть соответствующую степень защищенности дверей и замков, чтобы обеспечить защиту от несанкционированного проникновения в помещение. необходимо также переработать требования пожарной безопасности в условиях террористи- ческого нападения, в частности ст. 84 123-Фз в части невозможности автоматического разбло- кирования СКУД при инициировании ложной пожарной тревоги со стороны террористов, желающих таким образом проникнуть в запер- тые помещения. Порядок организации и проведения обязательной сертификации технических средств Для сертификации технических систем (средств), устанавливаемых в системах без- опасности образовательных организаций и предназначенных для обнаружения радио- активных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ, необхо- димо подготовить постановление Правитель- ства РФ "Об утверждении требований к функ- циональным свойствам технических средств обеспечения безопасности и Правил обязатель- ной сертификации технических средств обес- печения безопасности объектов (территорий) министерства просвещения Российской Феде- рации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвеще- ния Российской Федерации". Эти Правила уста- навливают порядок организации и проведения обязательной сертификации технических средств обеспечения безопасности на соответ- ствие установленным требованиям к функцио- нальным свойствам технических средств обес- печения безопасности. Обязательная сертифи- кация технических средств обеспечения без- опасности должна осуществляться федеральны- ми органами исполнительной власти в преде- лах установленной сферы деятельности: а) ФСб России – в отношении систем и средств досмотра, интеллектуального видеонаблюдения; б) мвД России – в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблю- дения, аудио- и видеозаписи; в) мЧС России – в отношении технических средств оповещения; г) минцифры России – в отношении средств связи, приема и передачи информации; д) минпросвещения России – в отношении систем сбора и обработки информации. Адаптация результатов криминологических исследований Обеспечение безопасности образовательного учреждения – это система организационного, технического, информационного, агитационно- го и обучающего направлений. Для решения такого широкого круга проблем перспективной является адаптация результатов криминологи- ческих исследований – системы конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации об актах неза- конного вмешательства (анв), их причинах и условиях, личности нарушителей, мерах борь- бы с анв, методов криминологического про- гнозирования развития и планирования мер борьбы с анв, реализация рекомендаций по совершенствованию практики предупреждения анв и возможностей оценки эффективности этой деятельности. При адаптации результатов важно обеспечение взаимосвязи двух аспектов применения системно-структурного метода. во- первых, рассмотрение анв как множества взаи- модействующих противоправных деяний внеш- них и внутренних нарушителей – лиц, их совер- шающих, обнаружение взаимодействий между ними. При этом анализируется структура анв, характеристики различных элементов, их взаи- модействие. во-вторых, анв рассматривается во взаимосвязи с негативными социальными отклонениями в условиях гибридной войны. анализ проводится в динамике, выявляются тренды и диалектика структуры анв и ее взаи- модействия с инфраструктурой общества РФ. в процессе системно-структурного анализа необходимо использовать методы математиче- ского моделирования, корреляционного, кла- стерного анализа. Обработка результатов ведет- ся с использованием искусственного интеллекта для формирования баз знаний об анв и мето- www.secuteck.ru октябрь – ноябрь 2021 СПЕЦПРОЕКТ ИнТЕгРИРОванныЕ СИСТЕмы бЕзОПаСнОСТИ 3 Балановский В.Л., Подъяконов В.М. Оценка уязвимости и обеспечение безопасности в условиях угроз "управляемого хаоса" // "Системы безопасности". 2020. № 6. С. 22.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw