Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2021

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 70 дах противодействия им, что позволяет выявить причинные зависимости и динамические зако- номерности развития сценариев анв. Психологический паспорт личности учащихся Для решения описанной проблемы используется теория управления изменениями качества без- опасности, которая требует использовать все воз- можные факторы для повышения его уровня, в том числе включение через культуру безопасности в работу всего коллектива объекта и сил безопас- ности. Пандемия дала мощный толчок этому про- цессу. в осуществление досмотра включился пер- сонал с замером температуры и внешним анали- зом входящих в здание. необходимо развивать эту работу, обучая сотрудников деятельности по наблюдению и собеседованию (профайлингу), включить в эту работу штатных психологов и структурные подразделения по учебно-воспита- тельной работе. необходимо разработать психо- логический паспорт личности учащихся и, обра- батывая его с помощью искусственного интеллек- та, с участием штатного психолога выделить зеле- ные, желтые и красные категории. Однако эти сведения о личностных качествах учащегося могут быть общедоступны (пусть даже через хакерскую атаку!). Это вопрос не столько этический, сколько юридический, так как личность детей сейчас под строгой защитой государства. Поэтому для реа- лизации данного предложения необходимо под- нять целый пласт законодательных актов, принять новые и откорректировать действующие. в про- цессе работы система безопасности объекта пока- зывает, где кто из них находится – в здании или на территории. в последующем паспорт может использоваться для профориентации. Определение психотипа и психологических портретов, введение контроля за их состоянием производятся с помощью многофакторных методов исследования личности, позволяющих оперативно выявлять особенности и отклоняю- щееся поведение, а также дающих возможность упреждающего определения лиц, потенциально склонных к совершению анв. Основные признаки, наличие которых позво- ляет говорить о девиантном поведении потен- циальных нарушителей, которое является осно- вой проводимых ими анв, включают в себя: l нарушение общепринятых норм поведения; l очевидное стремление нарушать эти нормы (то есть целью является само нарушение, а не получение определенной выгоды); l причинение ущерба себе; l действия, опасные для окружающих; l намеренное и ничем не мотивированное причи- нение ущерба окружающим или их имуществу; l осуждение со стороны окружающих (как следствие предыдущих эпизодов девиантного поведения); l устойчивые (а не эпизодические) "странности" в поведении. Формирование системы предиктивной безопасности Поведение потенциальных нарушителей с отклоняющимся девиантным поведением должно подвергаться анализу через интеллек- туальную систему видеонаблюдения с трех точек зрения: 1) с социальной точки зрения – анализ форми- рования в коллективе социальных взаимоотно- шений, которые могут представлять реальную угрозу в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе, анализ формирования социально-нравственных норм и культурных ценностей, анализ нарушения процесса усвое- ния и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации (такое поведение потенциальных внутренних наруши- телей может происходить под влиянием кол- лектива, также подобная противоправная осно- ва для проведения анв может складываться в случае воздействия высокоактивного индиви- дуума на коллектив); 2) с медицинской точки зрения – анализ степени отклонения от принятых в РФ норм межличност- ных взаимодействий (действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках пси- хического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно погра- ничного уровня) с использованием методов социальной психиатрии, в частности криминаль- ной психиатрии, которая подтверждает связь между расстройствами психической деятельно- сти, личностью и преступным поведением; 3) с психологической точки зрения – анализ сте- пени отклонения от социально-психологических и нравственных норм, представленного как оши- бочный антиобщественный образец решения возможного конфликта, проявляющегося в нару- шении общественно принятых норм в коллекти- ве, либо как ущерб, нанесенный общественному благополучию, окружающим и себе. Формирующаяся на этой базе новая система предиктивной безопасности на основе нейро- нной сети для выявления случаев отклоняю- щегося поведения включает в себя камеры видеонаблюдения с искусственным интеллек- том для контроля психоэмоционального состояния и фиксации потенциальных угроз окружающим. Система подскажет психологу и учителю, что нужно обратить внимание на учащегося, а результат будет зафиксирован. наставления по применению этой системы, зарегистрированные как нормативный доку- мент, включают в себя определяемый совместно со школьными психологами алго- ритм анализа негативных и нетипичных ситуаций, на которых ИИ учится, а также пра- вила применения этой информации. При этом ИИ должен учитывать угрозы окружаю- щим не только со стороны учащихся, кото- рые, как правило, действуют необдуманно, на эмоциях, но и, что гораздо опаснее, со стороны внешних нарушителей – "профес- сионалов", которые тщательно готовят теракт. Система на первом этапе должна иметь информационный характер при соблюдении требований информационной безопасности и защиты данных. Исследования личного состава сил безопасности Существующая система организации деятельно- сти в сфере обеспечения безопасности сосредо- точена на фиксации картины того, что происхо- дит и, соответственно, на противодействии практически только внешним нарушителям посредством видео- и аудионаблюдения, использования различных датчиков перемеще- ния. Однако разработчики анв создают новые виды сценариев их проведения с привлечением к реализации внутренних нарушителей. Это тре- бует проведения коренной перестройки про- цесса противодействия новым угрозам с целью выяснения внутренних механизмов проведения анв на конкретном объекте. Поскольку основ- ными реализаторами анв, помимо учащихся, и пассивными бездействующими пособниками являются сотрудники объекта, главным для их выявления и прогнозирования их действий ста- новится определение: l критических элементов объекта, формальных и неформальных связей с ними конкретных сотрудников объекта; l взаимоотношений в коллективе и роли отдельных сотрудников; октябрь – ноябрь 2021 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ИнТЕгРИРОванныЕ СИСТЕмы бЕзОПаСнОСТИ www.cdn23.img.ria.ru В образовательных учреждениях не предусмотрено установление спе- циального пропускного режима, а квалификация сотрудников и условия применения технических средств не позволяют проводить тотальный контроль и досмотр

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw