Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2021
О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 92 вопожарные занавесы. Руководство по проекти- рованию, монтажу, техническому обслужива- нию и ремонту". Вводится с 15 сентября 2021 г. 6. ГОСТ Р 59641–2021 "Средства противопожар- ной защиты зданий и сооружений. Средства пер- вичные пожаротушения. Руководство по проекти- рованию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту". Вводится с 15 сентября 2021 г. 7. ГОСТ Р 59642–2021 "Средства противопожар- ной защиты зданий и сооружений. Заполнение проемов в противопожарных преградах. Общие требования к монтажу, техническому обслужива- нию и ремонту". Вводится с 15 сентября 2021 г. 8. ГОСТ Р 59643–2021 "Внутреннее противопо- жарное водоснабжение. Руководство по проекти- рованию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту". Вводится с 15 сентября 2021 г . Федеральный закон "Об обязательных требованиях в РФ" С 1 ноября 2020 г. вступил в силу Федеральный закон "Об обязательных требованиях в РФ". При этом в законодательных нормативах и право- вых актах есть разногласия и противоречия. В таких случаях законодатель устанавливает, что если правоприменитель наблюдает противоре- чия обязательных требований в различных документах, то в этом случае подлежат приме- нению требования, установленные нормативно- правовым актом большей юридической силы. Должны быть минимизированы риски для последующего избирательного применения, должен вестись реестр обязательных требова- ний, и ФОИВ в отношении принятых ими НПА должны давать официальные разъяснения обя- зательных требований. Типовые нарушения обязательных требований должны размещаться на официальном сайте ФОИВ, по требованиям пожарной безопасности – на сайте МЧС России. Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" В июле 2021 г. вступил в силу соответствующий закон. Нужно иметь в виду, что объектами конт- роля, надзора являются здания, помещения, сооружения, территории, оборудование, мате- риалы, транспортные средства, к которым предъявляются обязательные требования. Ст. 23 этого закона устанавливает категории риска, их всего шесть. В зависимости от того, к какой категории отнесены объекты, они подле- жат проверкам с определенной периодич- ностью. Частота мероприятий с учетом рисков при проведении надзора устанавливается сле- дующим образом: l чрезвычайно высокий – плановых не менее 1 в год, контрольных не более 2 в год; l высокий – плановых не менее 1 в 4 года, контрольных не более 1 в 2 года; l значительный – плановых не менее 1 в 4 года, контрольных не более 1 в 2 года; l средний – плановых не менее 1 в 6 лет, конт- рольных не более 1 в 3 года; l умеренный – плановых не менее 1 в 6 лет, контрольных не более 1 в 3 года; l низкий – не проводятся (по факту это около 2/3 от общего числа объектов, считая жилые здания). Главой 11 этого ФЗ предусмотрена процедура независимой оценки соблюдения обязательных требований (установлена постановлением Пра- вительства РФ от 31.12.2020 г. № 1325), а в ст. 53 введены проверочные листы по пожарной безопасности (утверждаются МЧС России). Следует иметь в виду, что оценка эффективности надзора осуществляется по ключевым показателям минимизации вреда, ущерба ценностям и соотношения степени риска и объема, затрачиваемых на реализацию соот- ветствующих ресурсов. Виды контрольных меро- приятий и формы применения надзора соответ- ствующими уполномоченными органами доста- точно тщательно прописаны в нормативных документах. К ним относятся контрольная закуп- ка, мониторинговая закупка, выборочный конт- роль, инспекционные визиты, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. Порядок и критерии отнесения объекта к катего- риям риска установлены постановлением Прави- тельства РФ № 1084 от 22 июля 2020 г., где также учитываются расчеты по оценке пожарного риска. Приказом МЧС России от 29.09.2021 г. № 645 утвержден свод правил "Расчет пожарно- го риска. Требования к оформлению". Об изменениях ФЗ-123 Проект изменений в ФЗ-123 передан Прави- тельством России в Госдуму. Предлагается ч. 1 ст. 6 изложить в следующей редакции: "1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в пол- ном объеме требований пожарной безопасно- сти, установленных настоящим ФЗ, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопас- ности, содержащиеся в нормативных докумен- тах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего ФЗ; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим ФЗ; 3) выполнены требования пожарной безопас- ности, содержащиеся в специальных техниче- ских условиях, отражающих специфику обес- печения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходи- мых инженерно-технических и организацион- ных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, уста- новленном федеральным органом исполни- тельной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (см. приказ МЧС РФ от 28.11.2011 г. № 710 в ред. приказа МЧС от 26.11.2018 г. № 529); 4) выполнены требования пожарной безопас- ности, содержащиеся в стандарте организации, согласованном в порядке, установленном феде- ральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожар- ной безопасности объекта защиты в соответ- ствии с частью 7 настоящей статьи". Часто задаваемый вопрос: может ли стандарт организации содержать требования, которые не установлены в нормативных документах или которые отступают от нормативных документов? Ответ очевидно следующий: да, если такой стан- дарт организации будет согласован и зарегистри- рован как ведомственные нормы соответствую- щим ФОИВ, то есть МЧС России. Например, мно- гие сетевые структуры имеют такие стандарты организаций ("Перекресток", "Ашан" и др.). Классификация строительных материалов Вносятся изменения с точки зрения применения строительных материалов: проводится класси- фикация по токсичности только горючих строи- тельных материалов, негорючие материалы в эту категорию не попадают. Признаются утратившими силу табл. 3 прило- жения ФЗ, касающаяся класса пожарной опас- ности строительных материалов, а также табл. 2, касающаяся классификации материалов по ток- сичности и пожарной опасности, то есть при- вычная в применении классификация КМ – от КМ0 до КМ5 – применяться не будет, а следует руководствоваться табл. 28, которая включает в себя уже конкретную совокупность показате- лей для применения – класс функциональной пожарной опасности объектов, их этажность в метрах или этажах и др. Таблица учитывает октябрь – ноябрь 2021 www.secuteck.ru Таблица 1. Таблица 28 в новой редакции
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw