Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2022

В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 42 Д инамика спроса на решения по видео- аналитике на протяжении нескольких лет не меняется. Как показывает статистика, наи- больший интерес вызывают модели распозна- вания лиц (Face Recognition), аналитическая система распознавания номерных знаков (License Plate Recognition, LPR), нейросетевая аналитика для определения типа объектов, различных предметов, положения человека в пространстве. дополнительно появляется спрос на комбинацию данных технологий и разработку готовых решений для закрытия потребностей клиента, гибкие подходы к построению архитектур систем и универ- сальным решениям для бизнеса. Отдельное внимание стоит уделить процессу и удобству выгрузки отчетности, так как видеоаналитика без понятной формы ее представления и качественного ситуационного мониторинга практически не имеет смысла. Основные сферы применения видеоаналитики Транспорт в данном сегменте востребованы модули, зачастую и в большинстве случаев связанные с определением типа объекта и его положе- нием в пространстве. в частности, для транс- портных компаний приоритетны: l идентификация регистрационных знаков и их корректное отслеживание; l контроль рабочего времени и недобросо- вестного поведения водителей; l выявление подозрительных предметов и поиск опасных лиц в пассажирском пото- ке для предотвращения противоправных действий. и здесь в помощь идет аналитика с детекцией номеров не только легких транспортных средств, но и железнодорожных вагонов и прочих видов грузового и крупногабаритно- го транспорта, а также распознавание лиц, которое вдобавок помогает оптимизировать маршрутную сеть. Промышленность Если говорить о промышленной безопасно- сти, то для этого сегмента крайне важны ком- плексные решения, а не технологии по отдельности. а это в первую очередь эффек- тивная комбинация автоматических сценари- ев и применение видеоаналитики с понятной и точной обработкой информации в режиме реального времени. но, помимо обеспечения стандартной бесперебойной работы, безопас- ности на объекте и контроля исполнения тре- бований сотрудниками, важное значение имеет взаимосвязь при настройке точности в случае сложных погодных условий, терри- ториального охвата масштабных проектов малыми ресурсами и т.д. Ритейл на мой взгляд ритейл – один из ключевых драйверов рынка видеоаналитики. для нас это крупнейший сегмент сбыта. наши партне- ры идут на смелые интеграции видеоаналити- ческих сервисов, активно применяют техно- логии изучения потребительского спроса, стремятся к оцифровке большинства процес- сов, включая и маркетинг продаж. Тради- ционно для ритейла важны распознавание лиц, формирование черных и белых списков, анализ поведения покупателей, отслеживание карты их перемещения и пустых полок, конт- роль очередей, LPR, борьба с мошенниче- ством при кассовых операциях. в ближайшей перспективе будет востребовано сочетание интеллектуальных систем аналитики с боль- шими данными – Big Data. Городские улицы и пространства Здесь актуальны модули для распознавания лиц, LPR, определения типов объекта, их поло- жения в пространстве и выявления оставлен- ных предметов. Основная потребность: прове- ренная видеоаналитика, которая дает уже сей- час максимальный эффект. и не забываем про растущий потенциал в части реализации кон- цепции умного города и всех сопутствующих этому направлению инновационных техноло- гий на базе искусственного интеллекта. Офис, бизнес-центр в офисах и бизнес-центрах широко исполь- зуются решения по распознаванию лиц, учету рабочего времени, LPR для парковок, опреде- лению типа объекта и его положения в про- странстве. важна оперативная картина событий в едином отчете по трафику посетителей, поведенческая карта, предупреждение инцидентов и т.д. Склад Отмечу растущий спрос на видеоаналитику со стороны логистических складов и центров. интересна как аналитика, которая поможет предотвращать или быстро расследовать факты воровства, так и решения по несанк- ционированному проникновению и автомати- зации доступа на территорию склада. Отме- чаем мы в этом сегменте и запросы заказчи- ков на распознавание лиц, контроль зон и трекинга, симбиоз аналитики с учетной системой для подсчета товаров/грузов, конт- роль передвижения товаров/грузов по складу и отслеживание перемещения сотрудников. Перспективные для технологий видеоанализа сегменты наибольшую долю в видеоаналитике будет сохранять B2G-сегмент (Business to Govern- ment, отношения между бизнесом и государст- вом), так как на текущий момент, используя уже привычные и проверенные технологии распознавания лиц или автономеров, можно получать видимый результат и значительно повышать безопасность граждан, повышать число расследованных происшествий и т.д. далее выделю ритейл, отрасль, традиционно интегрирующую наиболее востребованные решения. Причина проста: плотная конкурен- ция и высокие стандарты для игроков рынка, особенно в развитых странах, вынуждают моментально реагировать на вызовы отрасли, интегрировать системы получения и обработки информации о паттернах клиентов для того, чтобы эффективнее продавать товары/услуги, возвращать клиента, делать его более лояль- ным, то есть оставаться конкурентоспособным. на третье место поставлю промышленный сек- тор. несмотря на стереотип консервативного отношения к инновациям, индустрия давно открыта к всестороннему диалогу, приветствует передовые технологии предиктивной аналити- ки и интеллектуального наблюдения. Основная сложность в данном сегменте заключается в том, что по-настоящему детальный анализ данных здесь работает только в рамках предо- ставления комплексных решений. Сделать их по-настоящему эффективными – задача непростая, и, на мой взгляд, рабочих и про- дуктивных предложений на рынке не очень много. Драйверы рынка видеоаналитики Рынок систем безопасности и связанных с ним направлений достаточно узконаправленный, но при этом умное видеонаблюдение и интел- лектуальная аналитика давно уже вышли за рамки простой производительности модулей, ориентируются на более широкий спектр задач, к примеру на сегментирование аудито- рии, оценку эффективности промоакций, повышение лояльности клиентов и т.д. думаю, что основным драйвером рынка видеоаналитики может послужить то, что не связано с рывком технологий, а именно при- менение компаниями – производителями про- граммного обеспечения (ПО) лучших мировых и российских практик продуктовой разработ- ки, основанной на реальных проблемах клиен- тов, и производства продуктов для закрытия такой "боли" с понятной и измеримой цен- ностью. другим драйвером вижу совместное примене- ние видеоанализа и больших данных. Как только мы научимся выделять какие-то паттер- ны, будем говорить об аналитике, которая сможет нам подсказать что-то на перспективу. октябрь – ноябрь 2022 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ПРОгРаммныЕ мОдули и СиСТЕмы видЕОаналиТиКи Олег Абдулказиев Главный продакт-менеджер VMS TRASSIR Растет спрос на комбинацию технологий видеоанализа

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw