Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 111 и бытовой технике? Для них рост ставок приве- дет к повышению бюджета на 50%, что может быть довольно ощутимо. С повышением ставок охранников появился еще один тренд – поиск альтернатив, заменяю- щих физическую охрану полностью или усили- вающую сокращенный штат. Решения, которые сегодня активно внедряет ритейл: 1. Удаленный видеомониторинг (удаленное видеонаблюдение). Профессиональный опе- ратор из мониторингового центра контроли- рует несколько объектов одновременно. Он отслеживает нарушения и внешние хищения в режиме реального времени, а также про- сматривает архив, выявляя отклонения от внутренних регламентов и подозрительное поведение среди самих сотрудников. Это акту- альное решение, так как в ритейле порядка 70% приходится на внутренние хищения (в секторе Fashion доля потерь по вине сотруд- ников составляет около 50%). 2. Система распознавания лиц. Позволяет на входе выявлять лиц из черного списка (систем- ных воров) и оповещать охрану на объекте. 3. Кеш-контроль. Специальное программное обеспечение (ПО), которое позволяет обнару- жить несоответствия между действиями кассира и тем, что обнаружено в чеке. Контроль кассо- вых операций позволяет выявить ошибки кас- сиров, а также различные виды мошенничества, в том числе и со скидочными картами, что осо- бенно популярно в магазинах одежды. 4. внешние ревизоры (специалисты по пред- отвращению потерь), которые устраивают плановые и внезапные проверки. Ревизор с помощью чек-листов выявляет нарушения внутренних регламентов сотрудниками. в отличие от видеонаблюдения специалист по предотвращению потерь может увидеть зоны, которые не отслеживаются камерами, а также "пощупать руками" то, что недоступно видео- оператору. все эти инструменты помогают повысить эффективность физической охраны, а также успешно заменить часть постов. например, ана- лиз кассовых операций позволяет увидеть то, что никогда не сможет заметить охранник на кассовой линии в гипермаркете. Однако про- грамма не в состоянии задержать вора, а чело- век – может, поэтому не всегда просто отказать- ся от постов охраны полностью. К тому же охранники необходимы при эвакуации. Два человека не смогут эвакуировать всех покупа- телей с большой площади за короткий срок в случае чрезвычайной ситуации, когда дорога каждая минута. именно поэтому необходимо подходить разумно к сокращению постов. Менеджер или полицейский? новые времена требуют смелых решений, и все чаще ритейл видит во главе службы без- опасности (СБ) не человека, который имел отношение к полиции, разведке, фСБ, а менеджера с управленческим опытом, спо- собного мыслить стратегически. Как показывает практика, 9 из 10 директоров компаний не знают, чем занимается их служ- ба безопасности, и плохо понимают ее про- цессы. Сегодня СБ становится частью бизне- са, и одна из задач этого подразделения – показать, каким образом его работа поможет принести компании деньги и сохранить ее прибыль. все чаще требуется управляющий, который будет разбираться в проблемах без- опасности и сможет донести до коллег важ- ность внедрения новых решений, а также при необходимости поставить грамотно задачу иТ-отделу по доработке цифровых решений. К сожалению, таких управленцев пока едини- цы, но они встречаются и становятся востребо- ванными на рынке. в большинстве случаев служба безопасности в компании остается наи- более консервативным подразделением, когда ситуация управляет СБ, а не СБ – ситуацией. Первые пилоты Развитие новых трендов способствует тести- рованию пилотных проектов, которые, впро- чем, до сих пор вызывают некоторое недове- рие. До пандемии единицы в ритейле тести- ровали новые решения в сфере безопасности, и наша компания ощутила изменения на себе. Если раньше мы за год с нашими клиентами запускали всего 1–2 проекта в год, то сегодня эта цифра достигла 10 пилотов. многие пытаются делать меньше "движе- ний" в период кризиса и присматриваться к партнерам и конкурентам, чтобы понять, какая модель будет наиболее успешна. но это не лучший выход, ведь выживает тот, кто, во-первых, как лягушка в знаменитой притче, – активно пытается выплыть. а во- вторых, не существует двух одинаковых бизнесов: любое решение компания долж- на дорабатывать под себя, искать свой комплекс инструментов обеспечения без- опасности, чтобы решить свои проблемы, а не других сетей. Пилотные проекты – это наиболее выигрыш- ная стратегия в период кризиса. Достаточно протестировать проект на трех-пяти магази- нах из всей сети и в случае успеха масшта- бировать это решение на весь бизнес. в слу- чае неудачи – риски минимальны, ведь вы попробовали пилот всего на нескольких объектах. многие компании, у которых есть СБ, уже начали внедрять новые решения. Больше половины опрошенных планируют тестировать сразу несколько решений в этом году. Если у сети нет своей службы безопасности, можно взять специалиста под проект на аут- стаффинг или обратиться в частную охран- ную организацию, которая реализует пилот- ный проект самостоятельно. Чего ждать ритейлу? Сегодня ситуация меняется настолько быстро, что сложно давать четкие прогнозы. но очевидно, что нам всем стоит ожидать рост ставок охранников – зарплаты продол- жат увеличиваться. Конкретные цифры назвать сложно, потому что это зависит от того, насколько быстро будут утекать кадры, однако сейчас уже можно рассчитывать на увеличение на 20–30% к концу этого года. вероятно ухудшение качества физической охраны, возможен рост числа охранников 55–65 лет, а также женщин в сфере без- опасности. в ближайшее время наверняка будут найде- ны новые альтернативные инструменты, в которых нуждается ритейл. Однако нужно понимать, что новые решения не срабаты- вают сразу: их надо дорабатывать, как про- граммное обеспечение, под конкретный бизнес. впрочем, если ритейл будет все больше пилотировать новых проектов, он в результате сможет эффективно обеспечить безопасность на своих объектах. n www.secuteck.ru октябрь – ноябрь 2023 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь и ЦифРОвая ТРанСфОРмаЦия РиТЕйла Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru www.nfsecurity.ca Е сли у сети нет своей службы безопасности, можно взять специа- листа под проект на аутстаффинг или обратиться в частную охран- ную организацию, которая реализует пилотный проект самостоя- тельно И з-за нехватки кадров ритейл готов повысить возраст охранника до 55–65 лет, а половина опрошенных уже допускает более 40% женщин- охранников на своих объектах

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw