Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 112 В безопасности ритейла я работаю послед- ние 10 лет, и мне нравится эта динамич- ная отрасль. но уверен, что основные направ- ления построения бизнес-ориентированной безопасности применимы для всех отраслей экономики. Трансформация безопасности в ритейле за последние 20 лет произошли существенные изменения в запросах бизнеса к безопасности. Еще в начале 2000-х безопасность восприни- малась исключительно как охранники, "люди, решающие сложные вопросы", карающий орган или, наиболее подготовленные, – специалисты по взысканию досудебной дебиторской задол- женности. Отношение к безопасности в отдельно взятых компаниях во многом опиралось на субъектив- ные оценки и личные взаимоотношения акцио- неров (руководителей компании) и начальника СБ. Поэтому смена руководителя (собственника компании) автоматически подразумевала увольнение всех руководящих сотрудников без- опасности. Это объяснялось тем, что влияние безопасности на экономические успехи частных компаний было практически нулевым. С этой точки зрения безопасность никто не оценивал. Постепенно отношение к безопасности стало меняться. время сверхмаржинального и "дико- го" бизнеса прошло. в России выросла конку- ренция, и на новых экономических просторах стали выживать только эффективные компании. Эффективные компании умеют считать деньги, в том числе и деньги, которые тратятся на без- опасность. То, что безопасность коммерческих предприятий в нашей стране необходима, на текущий момент времени у подавляющего большинства акционеров и руководителей крупных компаний не вызывает сомнений. Одновременно с этим владельцы и руководи- тели компаний стали оценивать, какое влияние оказывает структура безопасности на экономи- ческие результаты компании и насколько эффективно расходуются средства, потрачен- ные на обеспечение безопасности. Так у бизнеса появился запрос на бизнес-ориентированную безопасность. Особенности ритейла Широко известно следующее выражение: Not everyone can work in retail. But if you have wor- ked in retail, you can work anywhere – не каж- дый может работать в ритейле, но если вы работали в ритейле, то вы можете работать везде. знаю, что мои коллеги, проработавшие на должности руководителя безопасности в ритейле, но теперь работающие в других отраслях, с этим полностью согласны. в чем же выражаются особенности этой отрасли и какое значение они имеют с точки зрения обеспечения безопасности? 1. массовость, большое количество действую- щих лиц. Крупная торговая сеть – это тысячи магазинов, десятки тысяч сотрудников и мил- лионы ежедневных покупок! Рабочий процесс протекает круглосуточно, ежесекундно совер- шается огромное количество операций, и боль- шинство из них контролируют сотрудники без- опасности, начиная от открытия новых объ- ектов или приема новых сотрудников и закан- чивая кассовыми операциями или списаниями. Кроме того, большое количество действующих лиц и производственных операций сопровож- дается значительным числом различного рода происшествий. По самым средним подсчетам, еженедельно на один магазин приходится одно заявление в полицию на возбуждение уголов- ного дела. Представьте, какая огромная работа проделывается в торговых сетях только в этом направлении! а есть же ЧП другого рода: мел- кие кражи, проверки контролирующих органов или просто конфликтные ситуации. на все это необходимо оперативно реагировать. Если служба безопасности не будет качественно выполнять данные задачи, то они ложатся на другие подразделения, отвлекая их от основ- ного рода деятельности. Таким образом, роль безопасности в условиях массовости и боль- шой проходимости существенно вырастает. 2. высокая конкурентная среда. мы еще пом- ним времена, когда на микрорайон приходи- лось один-два магазина. Теперь магазины есть практически в каждом доме, появились стре- мительно развивающиеся компании интернет- торговли. в отрасли идет жесточайшая конку- ренция, которая требует от торговых сетей постоянно работать над повышением своей эффективности. Эффективность – критерий, к которому я буду постоянно возвращаться, потому что эффективность торговой сети неразрывно связана с безопасностью. Как я уже упоминал, через процедуру контроля или согласования отделом безопасности проходит множество процессов, и здесь правильно нащупать золотую середину оптимального контроля. С одной стороны, мы не должны допустить злоупотреблений и нарушений, с другой – излишний контроль ведет к бюро- кратизму и снижению оперативности, что также очень негативно влияет на эффектив- ность. и конечно, потери – это один из ключе- вых показателей эффективности торговой сети. 3. Стремительные изменения бизнес-среды. небольшие изменения в поведении покупа- телей ведут к большим сдвигам в бизнесе. октябрь – ноябрь 2023 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь и ЦифРОвая ТРанСфОРмаЦия РиТЕйла Роман Крупко Член Правления – директор департамента корпоративной безопасности компании "Детский мир" www.pxhere.com Основные принципы создания бизнес-ориентированной службы безопасности в ритейле Что такое бизнес-ориентированная безопасность? Какие критерии для нее харак- терны? Как ее сформировать? Точные ответы на эти вопросы дать достаточно сложно, они будут различаться в зависимости от рассматриваемой сферы. В данном мате- риале я изложу свое видение построения бизнес-ориентированной безопасности в ритейле, основанное на собственном многолетнем опыте

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw