Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 113 Ритейл – это отрасль, в которой от умения предугадать и правильно использовать изме- нения зависит выживаемость бизнеса. например, запрос покупателя на быстроту обслуживания вызвал появление касс само- обслуживания, которые оказывают суще- ственное влияние на деятельность служб без- опасности. многие процессы автоматизи- руются, и здесь опять идет речь о необходи- мости меняться как для привлечения клиен- та, так и для повышения эффективности. Когда в 2013 г. я возглавил подразделение безопасности торговой сети "Перекресток", то в каждом магазине, независимо от рознично- го товарооборота (РТО) и площади, было четыре сотрудника охраны и шесть сотрудни- ков безопасности. Теперь количество сотруд- ников в 3–4 раза меньше, но они продолжают выполнять те же задачи с еще большей эффек- тивностью. Это происходит за счет использо- вание инструментов аналитики, измененных регламентов и повсеместного внедрения умных технических средств контроля, наибо- лее распространенными из которых являются кеш-контроль и стоп-шоплифтер. 4. Свободный доступ к товару до его приобре- тения. Эта особенность значительно усложняет деятельность сотрудников безопасности ритейла. Практически каждый сотрудник или покупатель может быть потенциальным вором, это миллионы людей ежедневно. магазинные воры (шоплифтеры) организова- ли целые "профессиональные" сообщества, в которых через цифровые коммуникации активно обсуждают системы обеспечения без- опасности торговых сетей, способы соверше- ния краж, организуют аукционы для реализа- ции краденных товаров. Правоохранительные органы, к сожалению, неохотно берутся за возбуждение и доведение до суда уголовных дел по факту воровства в магазинах. Для сни- жения потерей от воровства в текущих усло- виях надо быть настоящим профессионалом своего дела. Предотвращение потерь и роль безопасности У безопасности в ритейле особая роль, кото- рая обуславливается наличием особой цели. в компетенцию безопасности типичной орга- низации входят, как правило, экономическая, информационная, кадровая безопасность, а также обеспечение безопасности объектов (пожарная и техническая безопасность, охра- на и режим). но в ритейле, помимо озвучен- ных функций, к сфере деятельности безопас- ности часто относится направление пред- отвращения потерь. Поэтому на данном аспек- те деятельности безопасности ритейла я оста- новлюсь подробнее. Оптимизация потерь оказывает существенное влияние на ключевой экономический показа- тель – EBIDA. именно оптимизацию потерь бизнес нередко определяет приоритетной целью для безопасности ритейла. Почему? Как уже было сказано, особенностью розничной торговли является высокая конкурентная среда, в которой выигрывает тот, кто более эффективен. Потери – один из важнейших показателей эффективности бизнеса в ритей- ле. Как организовать работу по оптимизации потерь и что для этого необходимо? Ответ на данный вопрос не будет простым и однознач- ным. но скажу так: полномочия важнее ресур- сов. Если не определена функция, которая координирует работу с потерями, то возни- кают сложности при построении стратегии и реализации мероприятий по снижению потерь. всегда важно учитывать, что оптими- зация потерь – это кроссфункциональная работа. Для достижения поставленных целей необходимо организовать тесное взаимодей- ствие различных функций – коммерческой деятельности, операций, логистики, качества, финансов, кадров, контрольно-ревизионной службы, управления товарными запасами, в меньшей степени эксплуатации и даже раз- вития. значение потерь в показателях эффек- тивности компании существенно, но если мы возьмем отдельно перечисленные функции, то значимость потерь в деятельности каждой из них носят второстепенный характер. например, приоритетом в коммерческой дея- тельности является маржа, в логистике – стои- мость короба или уровень Service Level (SL), в операциях – выручка и сопоставимые про- дажи (LFL). и именно на выполнении своих основных задач будут фокусироваться данные службы. но только для одной функции задача оптимизации потерь будет носить приоритет- ный характер – для службы безопасности. именно она должна взять на себя роль коор- динатора других функций снижения потерь. Однако если служба безопасности позициони- рует себя исключительно как карающий или контролирующий орган, то можно забыть о роли координатора. Даже если мы считаем, что безопасность – это сервисная функция, то мы не станем полноценным координатором других функций. лишь в одном случае безопасность действитель- но начинает существенно влиять на потери – когда она становится частью бизнеса, допол- нительно наделенной контрольными функция- ми. но часто сам бизнес не готов признать службу безопасности равноценным партнером. Причинами служат различные предубеждения и, к сожалению, опыт взаимодействия с не бизнес-ориентированными службами безопас- ности. Для преодоления таких предубеждений требуется время и достижение практических результатов. Роль служб безопасности в торго- вой сети определяется ее зрелостью. но в конечном итоге, на высокой ступени зрелости, безопасность становится полноценной частью бизнеса, имеющей свои финансовые показа- тели, планы и координирующей другие функ- ции в сфере своей ответственности. не всегда в торговых сетях служба безопасно- сти отвечает за потери. но практика говорит о том, что чем меньше влияние безопасности на потери, тем меньше значимость безопасно- сти в компании в целом. Это негативно сказы- вается на многих аспектах деятельности, прежде всего на финансировании функции. Цифры потерь оказываются выше в тех компа- ниях, где безопасность слабо вовлечена в про- цессы их оптимизации. Реорганизация безопасности через призму эффективности невозможно выстроить безопасность, выпол- няющую новые задачи, на основе старой структуры – необходима реорганизация. Реорганизация службы безопасности прохо- дит в несколько этапов, и для каждого из них важно тщательно прорабатывать экономиче- ское обоснование. Бизнес лучше всего пони- мает язык цифр. При подготовке предложений по реорганизации необходимо проводить сравнительный анализ использования сил и средств с другими торговыми сетями, знать последние организационные и технические наработки в организации комплексных меро- приятий по предотвращению потерь, уметь критически подойти к устоявшимся приемам и способам организации работы по пред- отвращению потерь. Подготовленные аргументы должны четко доказывать, что предлагаемые изменения приведут к положительному экономическому результату. важное условие успешной защиты предлагаемых изменений – поиск и привлече- ние союзников. Безопасность не должна дей- ствовать обособленно. До вынесения вопроса на уровень генерального директора необходи- мо обсудить свои предложения отдельно с руководителями заинтересованных функ- ций. Это позволит взглянуть на свои предло- жения со стороны, увидеть и проработать их слабые стороны. Кроме того, перед походом к генеральному директору ты получишь союзни- ков в лице руководителей других функций. Это положительно повлияет на обоснование предлагаемых изменений. необходимо помнить, что частые отказы пере- ходят в привычку, поэтому желательно их избегать. лучше отказаться от проекта совсем, чем идти на его защиту неподготовленным. К счастью, это работает и в обратную сторону. www.secuteck.ru октябрь – ноябрь 2023 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь и ЦифРОвая ТРанСфОРмаЦия РиТЕйла Об авторе Роман Крупко руководит безопасностью торговых сетей с 2013 г. В хро- нологическом порядке это "Карусель", "Перекресток", "Пятерочка". В настоящее время является членом Правления – директором корпора- тивной безопасности "Детского мира". Ранее руководил безопасностью крупных машиностроительных пред- приятий и многопрофильных холдингов. Имеет также опыт работы на должностях, напрямую не связанных с безопасностью, например был директором по операциям и качеству торговой сети "Пятерочка" и директором департамента кооперационных поставок Челябинского тракторного завода. Опыт работы в бизнесе помогает эксперту строить бизнес-ориентиро- ванную безопасность

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw