Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2023
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 116 Г осударство последовательно выстраивает взаимодействие с бизнесом посредством электронного документооборота. Бизнес также стремится удаленно взаимодействовать с контрагентами и покупателями. Повсеместно внедряется маркировка, ЭДО, электронные чеки и другие электронные сервисы. Так или иначе, в цифровизации задействованы все под- разделения компании. При этом ситуация, когда сотрудники из разных подразделений не могут договориться друг с другом, не редкость. например, история из моей практики: бухгалтерии необходимо, чтобы отдел закупок по окончании квартала до 10 числа каждого месяца сдавал закрывающие документы за квартал, а закупкам требовалось, чтобы бухгалтерия не отвлекала их от основной работы, связанной с заключением контрактов, выбором ассортимента, регулированием цен и наценок. в свою очередь, закупки требовали от бухгалтерии вовремя оплаченных счетов, не желая слышать о том, что не хватает каких- то документов по контрагенту. Представители подразделений не раз обраща- лись ко мне, чтобы решить ситуацию в их поль- зу. и таких примеров, когда страдают коммуни- кации и каждый участник считает себя правым, достаточно много. в этой статье хочу рассказать о принципах успешного взаимодействия иТ-департамента с другими подразделениями компании. Сроки выполнения работ Раньше я достаточно часто слышал претензии в адрес иТ-отдела по поводу того, что они не могут указать четкие сроки разработки: вы обе- щали "еще вчера", "неделю назад", "в прошлом месяце", "почему так сложно при постановке задачи сразу точно сказать, через какой проме- жуток времени будет запущена наша автомати- зация или сделана задача?" Эту ситуацию хорошо объясняет анекдот: – Почему разработчики всегда неправильно оценивают время на создание программ? – Представь, что тебе надо разгрузить машину, сколько времени это займет? – Пару часов. – Это Камаз. – 8 часов. – Камаз, груженный песком. – 12 часов. – У тебя нет лопаты и инструментов, только твои руки. – 2 дня. – на улице – 40 °С. – 4 дня. – Камаз вообще под водой. – Так нечестно, ты постоянно придумываешь новые условия! Эта история показывает, что даже простая зада- ча, как правило, в процессе обрастает дополни- тельными подробностями, которые влияют на результат и на сроки. Правило 1. Максимально детализируйте задачу задача "мне нужен отчет по продажам всех магазинов" изначально звучит вполне кон- кретно, но в процессе реализации она будет обрастать массой подробностей и в конеч- ном итоге может выглядеть совсем иначе, например: l в отчет по форме, который формируется к девяти часам утра и включает данные за предыдущий день, входят продажи по всем магазинам, входящим в розничную сеть, продажи по маркетплейсам, а также прода- жи по интернет-магазинам и другим кана- лам продаж. l Отчет может быть сформирован как по това- рам, так и по точкам продаж. l Товары должны быть сгруппированы по груп- пам, группы по категориям, категории по направлениям. l Точки продаж могут быть сгруппированы по территориальному признаку, а также по направлениям. l Продажи отображаются в штуках и в рублях. l Детализация может различаться по периодам отчетности – дни, недели, месяцы, кварталы, год. и дальше еще масса пояснений, а также инфор- мация, где брать данные по магазинам, прода- жам, направлениям и что делать, если по каким-то причинам данных нет. и краткая, и развернутая формулировки задачи предполагали отчет по продажам. Как думаете, при какой формулировке заказчик будет долго конфликтовать с исполнителем на предмет того, что сделано неправильно? Конечно, не всегда есть возможность составить подробное задание. Существует масса техниче- ских нюансов, которые заказчик может не знать. например: l где хранятся данные, необходимые для его отчета; l какая детализация информации существует; l как часто точки продаж и маркетплейсы при- сылают информацию о проданном и др. Как это решать? необходимо проводить анализ перед формированием задачи, это делают биз- нес-аналитики. Они осуществляют сбор требо- ваний у заказчика, уточняют подробности, общаются с представителями подразделений, чью работу затрагивает задача. Таким образом, аналитик приходит к автору задачи и выясняет дополнительную информа- цию о том, какой результат ожидается, в каких сегментах должны происходить изменения. аналитики изучают, как реализация задачи отразится на существующих процессах и информационной системе, где хранятся необходимые данные. из полученных данных формируется техниче- ское задание, которое после согласования с заказчиком передается разработчикам для октябрь – ноябрь 2023 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь и ЦифРОвая ТРанСфОРмаЦия РиТЕйла Владимир Наумов Руководитель проектного офиса ZENDEN https://ru.freepik.com Правила успешного взаимодействия ИТ- и бизнес- подразделений в ритейле Слаженная работа подразделений компании – один из важнейших факторов ее успеха. Специалисты ИТ-отделов, ранее выполнявшие функцию технической под- держки, теперь задействованы буквально всеми подразделениями бизнеса. Эффек- тивное взаимодействие с ИТ-отделом положительно влияет на точность, скорость и стоимость автоматизации и цифровизации компании, на ее конкурентную позицию на рынке
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw