Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2023
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 126 П олиграф является мощным инструментом, который помогает выявить правду или ложь во время расследований фактов махина- ций со стороны сотрудников в любой сфере бизнеса. Если мы говорим о кадровом отборе, задачей полиграфолога становится предотвра- щение проникновения в бизнес нежелательных элементов. в 2005 г. группа профессиональных полиграфо- логов из Екатеринбурга, Челябинска и Перми создала профессиональную ассоциацию поли- графологов "Уральское Бюро Полиграф", кото- рая объединила полиграфологов Уральского региона, а также полиграфологов со всей стра- ны, от Калининграда до владивостока. Бюро создавалось с целью: l обобщить накопленный за годы работы опыт полиграфологов Урала; l популяризовать методы детектора лжи для широкого внедрения полиграфа в работу любой организации; l для поддержки начинающих полиграфоло- гов. в 2010 г. на базе "Уральского Бюро Полиграф" в Екатеринбурге была создана единственная на Урале школа подготовки полиграфологов, кото- рая за время существования обучила больше 100 специалистов-полиграфологов, работаю- щих на коммерческих предприятиях России и на государственных службах – в мвД, Рос- гвардии, Следственном комитете, министерст- ве обороны и т.д. С 2013 г. ассоциация полиграфологов проводит ежегодные международные конференции по детекции лжи и анализу поведения "Реальная Практика Полиграфологов". Изучить, расследовать и предотвратить итак, задачей полиграфолога в расследова- ниях внутри компании становится выявление причастного к злоупотреблениям. Для этого полиграф может быть ценным, а порой един- ственным инструментом для сбора информа- ции и определения "слабых" мест в безопас- ности предприятия. мы знаем немало историй о кандидатах или сотрудниках с безупречной в прошлом репутацией в анкете, неплохими отзывами от прежних работодателей, "чистых" после проверки по базам, которые вдруг ока- зались причастны к причинению значительно- го ущерба или другим негативным для бизне- са действиям. Чаще всего заказчики при про- ведении расследования уделяют особое вни- мание тому, как предотвратить подобные нарушения или происшествия в будущем. Для этого специалисты нашей компании стараются установить все скрываемые детали произо- шедшего события. Обычно инициатором привлечения полиграфа для расследования и основным источником информации для начала проведения расследо- вания с использованием полиграфа являются руководители службы безопасности заказчика. После получения вводной информации мы при- ступаем к подготовке. в своей работе мы исполь- зуем специальные тесты и методики, с помощью которых можно установить практически все детали произошедшего события. например, существуют тесты, в ходе проведения которых мы можем установить, обладает ли проверяемое лицо частным знанием, или так называемыми признаками, о произошедшем событии. Кейс 1. Расследование кражи денег в крупном распределительном центре извест- ной торговой сети из помещения, где сидят опе- раторы по выписке, директор и кассир, были похищены деньги (около 1,5 млн руб.), пред- назначенные для водителей. в конце рабочего дня в кабинет заходило примерно 15 человек, все они сотрудники центра. в данной ситуации стоит отметить очень гра- мотные действия руководителя службы без- опасности: он не стал проводить опрос сотрудников, как это часто бывает, а совмест- но с директором решил незамедлительно обратиться к помощи полиграфолога. Таким образом, мы понимаем, что о факте хищения знали только трое (руководитель службы безопасности, директор и причастный к краже сотрудник). К сожалению, часто бывают случаи, что к приезду полиграфолога о происшествии знают все работники, их родственники и компании по соседству, и это значительно осложняет нашу работу. Тогда для снятия напряжения приходится приме- нять различные приемы и уловки, одна из которых – "легендирование" проверки, когда причиной проводимой беседы называется другое вероятное событие. в данном случае задача специалистов нашей компании состояла в том, чтобы за максималь- но короткий срок провести опрос 15 человек и найти причастного. мы составили три теста, в которых перечислили точные частные признаки кражи. Каждого из опрашиваемых я попросил нарисовать схему кабинета. Стоит отметить, что сотрудник, позже уставленный как причастный, очень показатель- но вел себя во время рисования. l Тест 1. вам известно, что деньги лежали: в сейфе кассы, в сейфе директора, на столе директора, на столе кассира. l Тест 2. вам известно, что деньги лежали: в нише для клавиатуры, в верхнем ящике стола, в ниж- нем ящике стола, в среднем ящике стола. l Тест 3. вам известно, во что были упакованы деньги: в пакет из магазина "ашан", из мага- зина "Пятерочка", "Байрам", "монетка", "Пере- кресток". После проведенных тестов стало очевидно, что от одного из сотрудников были получены реак- ции, характерные для сокрытия информации, на известные лишь троим признаки: на столе директора, средний ящик, пакет из супермар- кета "Байрам". После разъяснения сотруднику о неотвратимо- сти выявления причастного было получено при- знание. виновный сообщил, что употребляет наркотики, часть похищенных денег он про- играл в вечер совершения кражи, часть спрятал в доме родителей. в итоге было возвращено 800 тыс. руб. Кейс 2. Расследование финансовых махинаций в ходе беседы кандидат на работу в компанию, с которой мы сотрудничаем более пяти лет и проверяем всех кандидатов, отрицала при- частность к финансовым махинациям на преж- нем месте работы. Однако в ходе тестирования были получены реакции на вопросы о получе- нии откатов (коммерческий подкуп). Далее из дополнительных тестов были установлены при- мерные суммы полученных откатов, а позже было получено признание от обследуемого лица. Она сообщила, что в ООО "ХХХХ" получала откаты от поставщиков, которые диктовали свои условия – сколько нужно заказать товара, чтобы получить желаемую обследуемой сумму отката. Для установления сумм были проведены допол- нительные тесты по аналогии с первым приме- октябрь – ноябрь 2023 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь и ЦифРОвая ТРанСфОРмаЦия РиТЕйла Айдар Латыпов Полиграфолог филиала Уральского бюро "Полиграф" в республике Башкортостан Практика применения полиграфа для расследования инцидентов в ритейле Сфера применения полиграфа для определенных задач бизнеса устоялась еще в начале 2000-х. Прежде всего это отбор кадров, а также расследование различных махинаций, связанных с кадровой и экономической безопасностью. О том, как имен- но государственным структурам и бизнесу помогает работа полиграфолога, расска- зывает Айдар Латыпов, специалист более чем с 12-летним опытом, имеющий также квалификацию медиатора социальных и бизнес-конфликтов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw