Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2023

2. С помощью нейронных сетей была реализо- вана возможность обработки фото для распо- знавания лиц и печати пропусков. Это очень важная функция, так как 35 тыс. человек, при- ходящих в разные здания университета, доста- точно сложно оперативно сфотографировать и загрузить фотографии в систему, не создав больших очередей в бюро пропусков. Функция обработки присланных или загруженных фото- графий помогла сократить время печати бумажных пропусков с QR-кодом для времен- ных слушателей курсов и оптимизировать выда- чу постоянных персонифицированных карточек для студентов и сотрудников вуза. 3. Благодаря надстройкам СКУД службы без- опасности получили дополнительные аналити- ческие отчеты по перемещениям, позволяющие оперативно реагировать на инциденты и выпол- нять свои функции. 4. Для мониторинга учебного процесса система обеспечила контроль посещаемости студентов. 5. Для библиотечных и других систем, которые работают непосредственно с нашей СКУД, новый функционал позволил упростить процесс поиска информации. Приходя в библиотеку, человек прикладывает свою карточку, которая является цифровым пропуском, по ней автома- тически загружаются все данные, связанные с пользованием библиотекой, и выдается необходимая литература. Мобильное приложение СКУД В процессе реализации надстроек к СКУД было разработано мобильное приложение "Мой МГТУ", одним из разделов которого стал циф- ровой пропуск по QR-кодам. При добавлении в СКУД нового сотрудника или студента для него автоматически генерируется QR-код и сохраняется в базу данных. Для использования мобильного приложения необходимо пройти авторизацию через единую службу аутентификации МГТУ. Человек, забыв- ший свою карточку, может пройти на террито- рию университета по цифровому пропуску. Помимо раздела СКУД, в приложении можно посмотреть расписание занятий студента или преподавателя, данные об успеваемости и зака- зать различные справки из деканата. Проблемы при внедрении системы контроля и управления доступом При внедрении СКУД мы столкнулись и с рядом проблем, большая часть которых была предска- зуема и практически неизбежна. 1. Из-за большого количества корпусов и зда- ний нашего вуза было сложно оперативно обес- печивать выполнение настройки оборудования, определять ошибки работы или выход из строя оборудования. Иногда для устранения пробле- мы требовалось несколько дней, и тогда про- ходная работала с пониженной пропускной способностью. 2. Как показала практика, использование карт доступа по сравнению с QR-кодами является более предпочтительным вариантом: карточки быстрее срабатывают на турникете, являются персонифицированными и более защищенны- ми от копирования. При этом QR-коды, особен- но вначале, сильно помогли нам запустить СКУД во времена пандемии, когда пропуска и карточки для всех еще не были заведены. QR-коды позволили осуществить быстрый запуск СКУД, но при этом на какой-то период, как в час пик в метро, у нас на проходных в определенные периоды возникали очереди. Со временем, когда пользователи принорови- лись к нужному углу для считывания кода, эта проблема ушла. Сейчас многие студенты про- ходят по QR-кодам в приложении быстрее, чем с карточками. 3. Из-за перегруженной сетевой инфраструкту- ры в часы пик иногда наблюдается небольшая задержка, если требуется привязка карты посе- тителя и проход через турникет. Турникеты находятся рядом с бюро пропусков, и с момента привязки карты до момента ее прикладывания к турникету проходит порядка 10 с., которых не всегда достаточно для передачи данных внутри системы в моменты перегрузки. Все эти проблемы решаемы, они связаны с оптимизацией инфраструктуры и с серьезной качественной настройкой самого оборудования и его серверной части. Результаты внедрения СКУД В результате внедрения системы контроль режима прохода на территорию МГТУ им. Н.Э. Баумана стал централизованным и управляемым. Раньше все вопросы упирались в пропуска – их выдачу и блокировку, так как процесс сдачи пропусков в случае увольнения не всегда четко срабатывал. Автоматизация процесса подачи и согласования заявок и выда- чи пропусков посетителям позволила устранить очереди в бюро пропусков. Сейчас в бюро про- пусков обращаются только те, кому по каким- то причинам не пришел QR-код или их телефон не поддерживает QR-коды. Внедрение СКУД создало новые возможности для автоматизированного учета посещений занятий студентами, а это важные дополнитель- ные аналитические данные. Выводы Крупные учебные заведения имеют ряд особен- ностей, которые требуют тесной интеграции имеющихся информационных систем и СКУД. Такая интеграция требует современных про- изводительных алгоритмов и средств информа- ционного обмена. В то же время она позволяет не только рассматривать СКУД как функционал, контролирующий проход на территорию, но и дополняет ее новыми свойствами, делая СКУД частью учебного процесса, источником данных для анализа другими системами. Качественно реализованная СКУД, интегриро- ванная с другими информационными система- ми университета, упрощает работу подразделе- ний, работающих с людьми. n Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Мобильное приложение "Мой МГТУ" Н а базе типовой программы одного из ведущих разработчиков СКУД мы соз- дали собственную надстройку, взявшую на себя роль управления данными октябрь – ноябрь 2023 www.secuteck.ru 86 С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw