Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2024

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , И И , И Н Т Е Р Н Е Т В Е Щ Е Й 125 М ировая экономика в XVIII–XX веках пережила глобальный процесс инду- стриализации, что привело к ускоренному экономическому росту, повышению произво- дительности и созданию рабочих мест, спо- собствовало улучшению уровня жизни насе- ления. В последние десятилетия индустриализация затронула и сферу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), в отрасли стали активно внедрять современные технологии, автома- тизировать, оцифровывать процессы, в пер- вую очередь ориентируясь на современные тренды. Что дает цифровизация процессов в ЖКХ Цифровизация процессов в жилищно-комму- нальном хозяйстве обеспечивает следующее: 1. Увеличение эффективности. Цифровые тех- нологии позволяют автоматизировать процес- сы, оптимизировать рабочие процессы, сокра- тить время на выполнение задач и улучшить производительность. 2. Повышение качества и доступности предо- ставляемых услуг. 3. Оптимизация бизнес-процессов, управления ресурсами и анализа данных. 4. Быстрое получение большого объема инфор- мации, необходимого для анализа и принятия правильных решений в управлении, улучшения и корректировки стратегического планирования и прогнозирования. Цифровизация ЖКХ также способствует появлению новых бизнес-моделей, продуктов и услуг, их развитие. Таким образом, активная цифровизация сферы ЖКХ улучшает и модернизирует все процессы. Эффективная эксплуатация – основное условие развитие отрасли Современные реалии диктуют пути развития отрасли в целом, на фоне следующих факто- ров: l необходимости постоянного расширения отрасли ввиду высоких темпов строитель- ства; l невысокой заработной платы сотрудников при низкой маржинальности отрасли, в связи с этим – отсутствие/низкое качество специа- листов на рынке труда; l нестабильности деятельности по управлению недвижимостью при отсутствии четкой стра- тегической политики государства в этой сфере. В свою очередь, модернизация отрасли ЖКХ на сегодняшний день привела к необходимости формирования концепции бесшовной (эффективной) эксплуатации, предполагающей расширение этапов жиз- недеятельности любого объекта недвижи- мости и подключение управляющей компа- нии еще на стадиях проектирования ком- плексов недвижимости. Эффективная эксплуатация – это соблюдение баланса минимальных вложений и получения прибыли от деятельности как застройщика, так и управляющих организаций. В сфере управления эксплуатацией недвижи- мости условно можно выделить ряд основных блоков бизнес-процессов, автоматизация которых не только решает и модернизирует сами процессы, но и определяет конкурентное преимущество управляющих компаний на рынке: l ЖКУ (жилищно-коммунальные услуги); l безопасность; l комфорт; l маркетинг; l технические возможности (эксплуатация). Первые результаты цифровизации ЖКХ Цифровизация процессов в ЖКХ позволила существенно оптимизировать затраты на персо- нал. Например, в современных многоквартир- ных домах системы автоматизированного сня- тия показаний в электронном виде в течение нескольких минут производят съем показаний с индивидуальных приборов учета, данные передаются в программу 1С, которая формиру- ет квитанции на оплату и самостоятельно про- изводит рассылку на электронную почту собст- венников. В итоге – минимум ручного труда, дополнительная экономия на печати квитанций и получение высокого уровня сбора дебитор- ской задолженности Общение с жителями на 80% переведено в электронный формат. Теперь для подачи обращения, заявки, заказа пропуска и т.п. достаточно набрать текст в мобильном прило- жении – сообщение сразу попадает исполни- телю, а значит, оно не потеряется, повышается скорость обработки и в итоге – лояльность жителей. Автоматизация затронула и внутренние процес- сы эксплуатации, такие как диспетчеризация инженерных систем, проведение плановых и предупредительных работ (посредством 1С ТОИР), внутренние коммуникации сотруд- ников. Мобильные приложения – основа цифровизации На наш взгляд, основной платформой циф- ровизации является мобильное приложение. На рынке выделяются такие, как "Домиленд", "Домопульт", "Диспетчер24", есть и многие другие. В основном они администрируют и выполняют схожие задачи. При этом мно- гие управляющие компании самостоятельно разрабатывают и внедряют собственные про- граммы. Основное отличие мобильных приложений в сфере эксплуатации недвижимости от, например, мобильных приложений в банков- ской сфере, производстве или продажах заключается не только в специфике процессов и услугах, а в первую очередь в возможности ежедневных и ежемесячных корректировок и изменений самих программ. На это влияют постоянно меняющиеся правила эксплуата- ции, потребности и пожелания клиентов (жителей многоквартирных домов), внедряе- мые новые услуги. В связи с этим наиболее востребованными приложениями были и остаются приложения крупных компаний, позволяющих содержать постоянный штат ИТ- специалистов и регулярно получающих обрат- ную связь от заказчиков. Собственные разра- ботки мобильных приложений обычно ограничены небольшим набором функциона- ла и не позволяют оперативно реагировать и решать новые вызовы рынка. Вывод Подводя итог разговору о преимуществах циф- ровизации жилых комплексов, можно сказать, что мобильные приложения на сегодняшний день представляют собой основное решение цифровизации процессов в сфере ЖКХ. При этом они не только развиваются сами, но и про- двигают отрасль эксплуатации в целом, откры- вая новые возможности и перспективы. n www.secuteck.ru октябрь – ноябрь 2024 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Дмитрий Хамидов Операционный директор ГК "ВЫСОТА-СЕРВИС", член комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ при ТПП РФ Цифровые технологии и концепция эффективной эксплуатации в ЖКХ Цифровизация сегодня касается всех сфер деятельности, не является исключением и жилищно-коммунальное хозяйство. В этой статье рассмотрим, в каких условиях проходит цифровизация отрасли, ее первые результаты, рассмотрим концепцию эффективной эксплуатации и роль мобильных приложений.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw