Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2024

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 46 Ч то касается первого направления (оценка соответствия инженерных изысканий требо- ваниям технических регламентов), то согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-Фз "Технический регламент безопасно- сти зданий и сооружений" (далее – закон 384-Фз) безопасность зданий и сооружений, а также свя- занных со зданиями и с сооружениями процес- сов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посред- ством соблюдения требований данного феде- рального закона и требований стандартов и сво- дов правил, включенных в указанные в ч. 1 и 7 ст. 6 данного федерального закона перечни, или требований специальных технических условий. Таким сводом правил является СП 47.13330.2016 "инженерные изыскания для строительства. Основные положения" (далее – СП-47) – он включен в перечень документов в области стандартизации, в результате приме- нения которых на добровольной основе обес- печивается соблюдение требований закона 384-Фз (приказ Росстандарта от 02.04.2020 г. № 687). П. 8.1.11 данного свода правил пред- усматривает, что в состав отчета по инженерно- экологическим вопросам включаются сведения о наличии или отсутствии на участке хозяйствен- ного освоения объектов, обладающих призна- ками ОКн. Приложения текстовой части отчета по инженерно-экологическим изысканиям должны включать копии официальных ответов на запросы в уполномоченные государственные органы исполнительной власти и иные органи- зации, в том числе о наличии или отсутствии зон с особыми режимами природопользования и других экологических ограничений. Основные требования в области государствен- ной охраны объектов культурного наследия, как известно, сосредоточены в Федеральном зако- не от 25.06.2002 г. № 73-Фз "Об охране объ- ектов культурного наследия…" (далее – закон 73-Фз). в силу п. 1 ст. 36 закона 73-Фз про- ектирование и проведение земляных <…> работ осуществляются при отсутствии на территории ОКн <…> либо при условии соблюдения застройщиком требований данной статьи. Таким образом, представление сведений об отсутствии ОКн на соответствующей территории либо о соблюдении требований закона 73-Фз остается обязанностью застройщика. 30.12.2023 г. Правительство Российской Феде- рации постановлением № 2418 определило Порядок определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, зем- ляных, строительных, мелиоративных, хозяй- ственных работ… (далее – Порядок, Постановле- ние 2418). Порядок направлен на оптимизацию хозяйственного освоения земельных участков, ранее претерпевших антропогенные измене- ния, – отмена необходимости проведения пред- варительной археологической разведки. К тако- вым относятся искусственные земельные уча- стки, участки, сложенные техногенными грунта- ми, и т.п. аналогичный порядок применяется в случае, когда хозяйственные работы не пред- усматривают значительного воздействия на рельеф и, соответственно, не должны причинить вред потенциальным памятникам археологии. вместе с тем Порядок не указывает на альтер- нативный механизм получения сведений о наличии или отсутствии объектов, обладаю- щих признаками археологического наследия, что вступает в противоречие с требованиями п. 1 ст. 36 закона № 73-Фз. в то же время ни Федеральный закон от 01.05.2022 г. №124-Фз, ни Постановление 2418, принятое во исполне- ние п. 3 ст. 12 данного закона, не содержат норм, отменяющих/изменяющих требования ст. 36 закона 73-Фз. Практика показывает, что в состав проектной документации и результатов инженерных изыс- каний, в отношении которых проводится госу- дарственная экспертиза, включаются информа- ционные письма уполномоченных органов, в которых сообщается об отсутствии сведений о наличии или отсутствии объектов, обладаю- щих признаками ОКн (в том числе объектов археологического наследия, далее – Оан), и отсутствии необходимости проведения госу- дарственной историко-культурной экспертизы земельного участка, со ссылкой на Постановле- ние 2418. О возможности проведения истори- ко-культурной экспертизы земельных участков за счет средств органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физи- ческих лиц, предусмотренных Положением о государственной историко-культурной эксперти- зе, утвержденным постановлением Правитель- ства Российской Федерации от 25.04.2024 г. № 530, в большинстве писем не указывается. Отсутствие сведений о наличии или отсутствии объектов, обладающих признаками ОКн, в составе проектной документации и результа- тов инженерных изысканий является нарушени- ем требований технических регламентов и законодательства в области охраны объектов культурного наследия, что приводит к отрица- тельному заключению государственной экспер- тизы. на сегодняшний день в перечень объектов, столкнувшихся с данной проблемой, попадают объекты реконструкции промышленных пред- приятий (в том числе оборонно-промышленно- го комплекса), объекты реконструкции и капи- тального ремонта автомобильных дорог (в том числе федерального значения), иные объекты, соответствующие критериям Порядка. Очевид- но, что в случае непринятия срочных мер коли- чество таких инцидентов будет расти. в качестве срочных мер предлагается внесение изменений в Постановление 2418 в части отмены необходимости определения наличия или отсутствия объектов, обладающих при- знаками объектов археологического наследия, на участках хозяйственного освоения в случаях соответствия участка работ и проектных реше- ний критериям, установленных Постановлени- ем 2418. n октябрь – ноябрь 2024 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь учРЕждЕний КульТуРы, ПамяТниКОв и ОБъЕКТОв КульТуРнОгО наСлЕдия Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Дмитрий Папунов Заместитель начальника Управления экологической экспертизы Главгосэкспертизы России, к.г.н. О тсутствие сведений о наличии или отсутствии объектов, обладаю- щих признаками ОКН, в составе проектной документации и результатов инженерных изысканий является нарушением требований технических регламентов и законодательства в области охраны объектов культур- ного наследия. Государственная экспертиза проектной документации и охрана объектов культурного наследия Предметом государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, согласно положениям Градостроительного кодекса Россий- ской Федерации, является оценка соответствия инженерных изысканий требованиям технических регламентов и оценка соответствия проектной документации требованиям в том числе государственной охраны объектов культурного наследия (далее ОКН).

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw