Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2024

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 55 www.secuteck.ru октябрь – ноябрь 2024 СПЕЦПРОЕКТ ИЗВЕщаТЕлИ Для ЗащИТы МуЗЕйНых ЭКСПОНаТОВ Максим Горяченков Руководитель отдела технической поддержки ЗАО НВП "Болид" Михаил Левчук Исполнительный директор ООО "АРГУС-СПЕКТР" Г лавная проблема охраны музейных ценностей заключа- ется в том, что доступ к ним должен быть максимально удобен для посетителей музе- ев. Все желающие должны иметь возможность увидеть произведения искусства, при- чем сделать это с расстояния, на котором можно увидеть уникальную технику, понять смысл, получить эстетическое удовольствие. Технические средства охраны не должны уродовать зал, художествен- ные ценности. Все должно быть красиво. Защита музейных экспонатов. Роль современных охранных систем и дежурного персонала Мнения экспертов Третий рубеж охраны защищает отдельные предметы или витрины (сейфы, стеллажи) в помещениях и местах хранения ценностей. Он работает всегда и зачастую бывает единственным, например, когда музей открыт для посетителей. Эксперты из ЗАО НВП "Болид" и компании "АРГУС-СПЕКТР" рассказали о проблемах охраны музейных цен- ностей, предпочтительных системах сигнализации, наиболее эффективных сред- ствах защиты и др. Назовите основные проблемы охраны музейных ценностей. Какие из них наиболее актуальны? Максим Горяченков, НВП "Болид" Заметная часть музеев и культовых сооружений (соборов, церквей, храмов), в которых могут рас- полагаться ценности, подлежащие охране, сами по себе относятся к объектам культурного насле- дия (ОКН). Проведение работ, связанных с мон- тажом кабельных линий и оборудования, в таких зданиях связано с большими организационными трудностями, доходящими иногда до необходи- мости проведения последующей реставрации. Кроме того, вопрос защиты учреждений культуры, находящихся в зданиях – памятниках истории и культуры, регламентируется приказомМинкультуры России от 8 ноября 2000 г. № 664. Приказ допус- кает применение малогабаритных охранных изве- щателей, при этом их установка не должна приво- дить к порче интерьеров и зданий в целом. Он также предписывает оборудовать места размеще- ния ценностей с общим доступом (экспозиционные залы и т.п.) несколькими рубежами охраны: защи- той периметров помещений, внутренних объемов, а также витрин и непосредственно экспонатов. Михаил Левчук, АРГУС-СПЕКТР Главная проблема охраны музейных ценностей заключается в том, что доступ к ним должен быть максимально удобен для посетителей музеев. Очень просто собрать все картины, скульптуры, гобелены и т.д. в комнату в подвале за железной дверью с огромным замком. Но в чем тогда смысл? Все желающие должны иметь возмож- ность увидеть произведения искусства, причем сделать это с расстояния, на котором можно уви- деть уникальную технику, понять смысл, получить эстетическое удовольствие. Отсюда, кстати, про- исходит другая проблема – технические средства охраны не должны уродовать ни зал, в котором экспонируются художественные ценности, ни их самих. Все должно быть красиво. Какая архитектура системы сигнализации должна применяться в музеях? Максим Горяченков, НВП "Болид" Наиболее подходящими для музеев можно назвать радиоканальные системы сигнализа- ции. За счет практически полного отсутствия проводных линий связи с извещателями их при- менение позволяет минимизировать описанные выше сложности, связанные с сохранением интерьеров. Кроме того, радиоканальные системы будут полезны и в новых выставочных простран- ствах, благодаря значительно меньшему вре- мени, необходимому на монтаж системы. Это важно при частых сменах экспозиций и прове- дении временных выставок. Радиоканал также дает почти полную свободу размещения экс- понатов. Михаил Левчук, АРГУС-СПЕКТР Безусловно, беспроводная архитектура систем безопасности является максимально подходя- щей для музеев. С этим соглашаются даже самые яростные противники применения радиоканальных систем. Все очень просто: зача- стую здания музеев и их внутренняя отделка сами по себе являются музейными экспонатами. Прокладывать кабельные каналы по уникаль- ным фрескам, панно и потолкам с лепниной – чистейший вандализм. При этом современные профессиональные беспроводные системы поз- воляют строить системы совершенно разного уровня, от музея-квартиры Пушкина до огром- ного музейного комплекса "Дорога памяти" дли- ной в 1,5 км в парке "Патриот".

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw