Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2024

В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 66 октябрь – ноябрь 2024 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ВИДЕОАНАЛИТИКА В СИСТЕМАх БЕЗОПАСНОСТИ щения через ту же линию… Самый простой при- мер – дорожная видеоаналитика разметки. Роман Петров, Тахион Обнаружение людей, распознавание лиц и номеров автомобиля. Эти модули крайне необходимы в системах видеонаблюдения, так как позволяют быстро искать соответствующие события, в разы эконо- мят время оператора. Востребованность данных модулей подтверждается их распространением в камерах и видеорегистраторах, ранее эти модули могли лишь устанавливаться на сервера. Игнат Ушев, NeuroCore Одним из наиболее популярных стандартных модулей, по статистике за этот год, являются системы распознавания автомобильных номеров в связке с распознаванием спецтех- ники. Это объясняется наличием определен- ного законодательства по организации бес- препятственного проезда при наличии ограж- дений для проезда на придомовую террито- рию. Ввиду роста числа новых объектов недвижимости также сильно увеличивается спрос на внедрение современных систем видеоаналитики по причине высокого уровня удобства. К нам также часто обращаются за уникальными модулями видеоаналитики, которые помогают закрывать конкретные нужды бизнеса: выявле- ние дефектов различной продукции, автомати- зация отчетных мероприятий, а также контроль техники безопасности на производстве. Евгений Лебедев, АРМО-Системы Видеоаналитика расширяет возможности бес- пилотников, в том числе общегражданского назначения. Интеллектуальные модули уже стоят на беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), и могут использоваться потенциально любые алгоритмы. В большой степени это зави- сит от размера, массы и грузоподъемности самого аппарата, поскольку для работы анали- тики требуется задействовать значительные серверные вычислительные мощности, энерге- тические ресурсы, организовать резервирова- ние и др. Задачи, решаемые с помощью аналитики, самые разные, например съемка местности и определение ориентиров для возвращения "домой" в условиях потери сигнала управления или подмены координат; обнаружение пред- мета, в частности по критерию цвета; для поисково-спасательных применений и др. Для полноценной работы аналитики нужен каче- ственный видеопоток, тот самый хороший кадр, снимок, который непросто получить в условиях динамичного движения, непредска- зуемой погоды, освещенности и помех. Если аналитика будет реализована на стороне опе- ратора, потребуется высокая мощность пере- датчика, да и сам видеосигнал может быть обнаружен и подавлен. Если же автономная система, принимающая решения, будет на борту, здесь есть опасность критических оши- бок. На данном этапе, думается, видеоанали- тику стоит рассматривать как один из источни- ков информации об обстановке. Это инстру- мент, рассчитанный на верификацию и оценку событий человеком и помогающий человеку принимать решения. Надежда Румянцева, НВП "Болид" Распознавание объектов, обнаружение дыма, анализ поведения – все зависит от цели и задач, выполняемых БПЛА. Модули видеоана- литики могут помочь реализовать некоторые сценарии автономной работы, но полностью заменить оператора они не способны. Модули видеоаналитики не всегда могут точно опреде- лить ситуацию, поэтому оператор должен конт- ролировать процесс и при необходимости вме- шиваться в него. Евгений Золотарев, Делетрон Не только могут использоваться, а уже пару лет как активно внедрены. Сейчас есть воз- можности размещать на борту БПЛА средства видеоаналитики с ИИ, спектр возможностей которых и не перечислить. Распознавание моделей военной и гражданской техники, ориентация по загруженным картографиче- ским подложкам местности, распознавание человека, трекинг цели и многое другое. Можно однозначно говорить и о возможности автономных беспилотников без связи с опе- ратором. П рограммные модули видео- анализа – неотъем- лемая принадлеж- ность современных систем видеона- блюдения. В каж- дой области – свои особенности и свои любимые модули. Пионером этих систем была программа распознавания автомо- бильных номеров. Сейчас дорожные камеры не только распознают номер и измеряют скорость автомобиля, но и определяют нарушения требо- ваний разметки, движение по запрещенной полосе, разговор по телефону, пересечение стоп- линии и т.д. Автомобиль в крупном городе постоянно попадает под камеры, а видеоанали- тика предоставляет операторам удобный инстру- мент для быстрого поиска любой машины. В результате за последние 12 лет количество уго- нов, например, в Москве сократилось в 20 раз. Считаю это значимым результатом работы. Автоматизация бизнес-процессов – еще один драйвер роста видеоаналитики. С ее помо- щью организовывается работа складов, мага- зинов, сельхозпредприятий. В промышленно- сти основная задача видеоанализа – контроль качества продукции. Правда, под каждый тип производимого товара обычно требуется свой программный модуль. Относительно новым направлением для видеоаналитики являются беспилотные лета- тельные аппараты (БПЛА). Видеоанализ поз- воляет автоматизировать полет аппарата, часто полностью исключая оператора из про- цесса управления. Особенно это актуально в условиях боевых действий, когда каналы радиосвязи подвергаются воздействию радиоэлектронного подавления. Борьба с беспилотниками противника – такая же актуальная тема. Видеоаналитика здесь может работать в системе прикрытия объ- ектов особой важности в связке с зенитно- ствольными комплексами и/или со станция- ми постановки активных направленных помех. Главная задача программного моду- ля – идентифицировать объект и дать его угловые координаты. При этом надо пони- мать, что если дрон засекла объектовая систе- ма видеонаблюдения, значит, он уже совсем рядом с целью и на реагирование системы защиты есть единицы, если не доли, секунды. А значит, вероятность поражения такой быстрой и близкой мишени не слишком вели- ка даже для автоматизированной системы. Михаил Арсентьев Редактор раздела "Видеонаблюдение", коммерческий директор ООО "Артсек" КОЛОНКА РЕДАКТОРА От автомобильных номеров до дронов Какие модули видеоаналитики могут применяться совместно с камерами БПЛА? Могут ли эти модули обеспечить полностью автономную работу беспилотников без связи с оператором? В идеоаналитика расширяет возможности беспилотников, в том числе общегражданского назначения. Интеллектуальные модули уже стоят на беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), и могут использоваться потенциально любые алгоритмы.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw