Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2025
В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 100 Ц ифровизация и автоматизация проникают во все операционные контуры ЖК, повышая эффективность, снижая издержки и формулируя стандарты сервиса на новом качественном уров- не. Эти практики определяют новые нормы экс- плуатации объектов и укрепляют позиции деве- лопера на конкурентном рынке. Масштабная роботизированная уборка подземного паркинга жилого квартала является ядром технологичной сервисной экосистемы, призванной обеспечить удобство и безопасность пользователей. Роботизация уборки паркинга Первые шаги Перед стартом проекта необходимо проверить его техническую реализуемость, эксплуатацион- ную эффективность и экономическую целесооб- разность. При площади пространства, состав- ляющей два уровня паркинга (около 3,1 тыс. м²), калибровка и подготовка занимает в сред- нем семь дней, затем четыре рабочих дня – тестовые смены: роботы отрабатывают базовые сценарии. Под инфраструктуру организуются точки питания и подключения воды и канализа- ции, монтируются сололифты, выделяются места сервиса. Эти шаги обеспечивают устойчи- вый цикл и готовность к масштабированию. В чем выгода? Роботы работают до 18 часов в сутки, что почти втрое больше чистого времени оператора, а алгоритмы маршрутов обеспечивают равномер- ное качество и результат. Сравнительный анализ показал прирост производительности минимум на 63% относительно уборки на поломоечной машине с участием человека-оператора. Сравнение проводилось по трем сценариям: l клининг с арендой поломоечных машин и использованием операторов-людей; l приобретение роботов с последующим обслу- живанием; l пятилетний сервисный контракт с оператором роботов. По нашим подсчетам, экономия эксплуатацион- ного бюджета за счет использования сервисно- го контракта в сравнении с классическим кли- нингом при вышеуказанных объемах паркинга составляет порядка 1,7 млн руб. в год. Одно- временно повышаются качество уборки, ее частота и объемы убираемой площади. Интеграция внутренней службы доставки: безопасность "последней мили" Рост популярности e-commerce значительно увеличил нагрузку на жилые комплексы. По данным нашей компании, квартал на 2 тыс. квартир при заселенности 40% генерирует более 1 тыс. доставок в сутки (более 30 тыс. доставок в месяц), то есть около 1,25 доставки в день на каждую квартиру. При полном заселении (4 тыс. квартир), цифра превысит 5 тыс. доставок в день (более 150 тыс. в месяц). Это огромный поток внешних курьеров, не всегда верифицированных, создающий дополнитель- ную грязь, риски для безопасности и перегрузку лифтов. Сейчас для оптимизации этого потока и обеспечения безопасности и удобства на "последней миле" используется внутренняя служ- ба доставки, состоящая из 15 человек в смену. Преимущества данного решения: l разделение пользовательских и сервисных потоков; l снижение целевого времени доставки про- дуктов, лекарств и цветов до 15 мин.; l полная фото/видеофиксация доставки; l организация безопасных зон хранения и воз- вратов; l прозрачный трекинг в приложении. В дальнейшем, по мере увеличения количе- ства доставок и для выполнения целевых SLA по ним, мы видим целесообразным усилить службу доставки на "последней миле" робо- тами-доставщиками. Уже ведется работа по выбору робоплатформы для решения этой задачи и адаптации жилого комплекса для работы роботов-доставщиков. Расширение функций роботизированных систем Дальнейшая роботизация жилого комплекса предусматривает поэтапное добавление сервисов: l роботов для лобби; l поэтажную уборку с интеграцией в лифтовые системы; l сезонную уборку наружных территорий; l мойку фасадов дронами (после получения необходимых разрешений) и использование роботов для вертикальных поверхностей и остекления первых этажей; l осуществление доставки с помощью роботов- доставщиков; l сезонное использование роботов-газоноко- сильщиков; l участие автономных роботов-патрульных для усиления службы безопасности (периметр, паркинг, общие зоны), имеющих интеграцию с системами видеонаблюдения и реагирования. Все проекты реализуются в связке ИТ-оператор, оператор роботов, девелопер и управляющая команда жилых комплексов. Единая система мониторинга и единая служба техобслужива- ния обеспечивают стабильность и предсказуе- мость. Как повысить доверие к роботам Безопасность жителей находится в приоритете интеграторов и эксплуатирующей организации, поэтому ответственность каждого робота застрахо- вана на сумму 8 млн руб. Страховка также покры- вает возможные повреждения имущества или ущерб третьим лицам. Такой подход гарантирует жителям юридическую защиту их интересов, повы- шая уровень доверия к новейшим технологиям. Заключение Роботизация нужна не только в имиджевых целях, она дает реальный управленческий и экономический эффект. Высокая доля автоматизации имеет следующие преимущества: l делает качество стабильным и предсказуе- мым; l формирует фундамент для новых сервисов; l открывает путь к предиктивному обслужива- нию и профилактике инцидентов. Через несколько лет подобные системы станут стандартом бизнес-, премиум- и элитного сег- мента. Девелоперы и профессиональные обслу- живающие компании, инвестирующие в робо- тизацию, не только получают эксплуатационные выгоды, но и укрепляют свое отраслевое техно- логическое лидерство. n октябрь – ноябрь 2025 www.secuteck.ru Вячеслав Мокшин Заместитель генерального директора, управляющий партнер юзабилити-компании C&U Елизавета Семенова Руководитель отдела внедрения и поддержки цифровых продуктов юзабилити-компании C&U Роботы в ЖК Цифровая трансформация жилых комплексов (ЖК) переходит от концепций умного дома к созданию комплексных автономных экосистем. Девелоперы, стремясь повы- сить привлекательность своих проектов и снизить операционные расходы, все актив- нее интегрируют роботизированные решения в повседневную жизнь жилых комплек- сов. В этой статье мы изучим экономический эффект от внедрения роботов для уборки и доставки на примере реализованного проекта, а также немного заглянем в будущее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw