Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2025
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 118 государственных информационных систем (ГИС). Функционирование ГИС определяется ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Объекты ОПК, подключенные к ГИС, согласно приказу ФСТЭК от 11 февраля 2013 г. № 17 "Об утвер- ждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содер- жащейся в ГИС" (в ред. приказов ФСТЭК России от 15 февраля 2017 г. № 27 и от 28 мая 2019 г. № 106), аттестовывают свои системы и приме- няют средства защиты информации, имеющие действующие сертификаты ФСТЭК или ФСБ, прошедшие оценку в форме обязательной сер- тификации на соответствие требованиям ст. 5 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании". В части описания угроз объекту с ММПЛ сфер промышленности, транспорта и образования цифровые модели создаются с использованием террористического форсайта и материалов оценки уязвимости объекта. Управление рисками и переход к стойкости Оптимальное распределение решений по моби- лизационной готовности инженерно-техниче- ской защищенности объекта от различных рис- ков и угроз между этапами жизненного цикла объекта является сложной проблемой, что свя- зано с постоянным изменением вида рисков и угроз, а также характером инновационной деятельности. Различное содержание решений продиктовано видом объекта, условиями его размещения и эксплуатации. На содержание этих решений оказывает влияние обязанность балансодержателя объекта по обеспечению мер защиты и их финансированию, а при отсутствии ресурсов для обеспечения таких мер обязан- ность возлагается на руководителя хозяйствую- щего субъекта. В условиях СВО требуется модернизация моби- лизационной готовности инженерно-техниче- ской защищенности с переходом от управления рисками к стойкости, так как управление риска- ми исчерпало свои возможности и применимо только к отдельным видам угроз, но не для множества угроз. Управление рисками направлено на пред- упреждение и предотвращение опасностей/угроз, а также на смягчение и снижение тяжести последствий. АНВ, терак- ты, диверсии связаны с воздействием одно- временно или последовательно нескольких угроз или опасностей, в то время как проти- водействие каждой из них проводится сила- ми отдельных ведомств. Однако снижение безвозвратных потерь при крупномасштабных АНВ, терактах и диверсиях, а также снижение количества времени на вос- становление и ликвидацию их последствий воз- можно только при создании межведомствен- ных систем безопасности. Особенностью объектов с ММПЛ сфер про- мышленности, транспорта и образования являются присущие им уязвимости ко многим угрозам, но в то же время и сравнительно лег- кая адаптация к ним. Анализ систем безопасности показывает, что для мобилизационной готовности инженерно- технической защищенности необходим переход от отражения ситуации изолированными под- системами объекта к "системе систем" с межве- домственным пониманием ситуации. Применительно к мобилизационной готовности инженерно-технической защищенности объ- ектов с ММПЛ сфер промышленности, транс- порта и образования необходимо перейти к парадигме безопасности на основе стойкости, которая учитывает когнитивные аспекты, от риск-информационной, целеориентированной парадигмы безопасности с риском как основ- ным ее показателем. Это вызвано изменением в психологии всех людей вообще и нарушите- лей в частности, результатом чего является интеллектуальный терроризм. Система безопасности мобилизационной готов- ности инженерно-технической защищенности объектов с ММПЛ сфер промышленности, транспорта и образования должна основывать- ся на следующих постановлениях Правитель- ства РФ: l от 25 марта 2015 г. № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защи- щенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обя- зательной охране войсками национальной гвардии РФ, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" (с изм. и доп.) 4 ; l от 01 марта 2024 г. № 258 "Об утверждении требований к антитеррористической защи- щенности объектов (территорий) промыш- ленности, находящихся в ведении или отно- сящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (терри- торий)"; l "Об утверждении требований к антитеррори- стической защищенности объектов транс- портной инфраструктуры различных видов транспорта"; l от 7 ноября 2019 г. № 1421 "Об утверждении требований к антитеррористической защи- щенности объектов (территорий) Мини- стерства науки и высшего образования РФ и подведомственных ему организаций, объ- ектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования РФ, формы паспорта безопасно- сти этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Прави- тельства РФ". Для обеспечения эффективности мобилиза- ционной готовности инженерно-технической защищенности объектов с ММПЛ сфер про- мышленности, транспорта и образования раз- рабатываются оценка уязвимости и планы обес- печения безопасности, оценки вероятностей реализации угроз различной природы, выраба- тываются рекомендации по их предупрежде- нию и ликвидации последствий на основании управления рисками и стойкостью (см. рис.), требуется оценка различных вариантов разви- тия ситуаций. Управление стойкостью При создании систем мобилизационной готов- ности инженерно-технической защищенности объектов с ММПЛ сфер промышленности, транспорта и образования необходимо перехо- дить от управления рисками к управлению стойкостью, где стойкость – это способность человеко-машинной (социально-технической) системы целенаправленно поддерживать функ- ции, структуру, управление мобилизационной готовностью инженерно-технической защищен- ности и сглаживать кратковременные воздей- ствия деструктивных факторов, восстанавли- ваться после воздействия или адаптироваться (путем модернизации) к последствиям чрезвы- чайной ситуации. Во-первых, стойкость – способность противо- стоять внешним воздействиям и функциониро- вать в штатном режиме на этапе инициирова- ния чрезвычайной ситуации, то есть в докрити- ческой области функционирования системы мобилизационной готовности инженерно-тех- нической защищенности. Во-вторых, стойкость – это живучесть системы (свойство, характеризующее ее способность функционировать под влиянием воздействий окружающей среды) в докритической области функционирования, под влиянием внешних ненормативных воздействий. Основной харак- теристикой стойкости системы мобилизацион- ной готовности инженерно-технической защи- щенности служит время достижения системой предельного состояния. Увеличение этого про- межутка времени способствует уменьшению риска развития чрезвычайной ситуации в этой системе. Стойкость системы мобилизационной готовно- сти инженерно-технической защищенности объекта как социально-технической системы определяется совместно используемым (системно интегрированным) операционным пониманием ситуации (складывающейся в результате деструктивного воздействия); существующими уязвимостями системы (выявленными в результате проведения оценки уязвимости объекта); доступными адаптацион- ными ресурсами системы и ее окружения. В управлении стойкостью мобилизационной готовности инженерно-технической защищен- ности внимание сфокусировано на оптимиза- ции стойкости, основанной на риск-информи- рованном управлении существующими уязви- мостями и доступными адаптационными воз- можностями. Этот подход ориентирован на доступные адаптационные возможности, опре- деляемые существующими ограничениями (политическими, экономическими, социальны- ми) или системными свойствами материально- технической инфраструктуры объекта. Мобилизационная готовность инженерно-тех- нической защищенности объекта с использо- ванием управления стойкостью – это оптими- зация стойкости объекта путем риск-информи- октябрь – ноябрь 2025 www.secuteck.ru 4 В зависимости от категории в отношении ММПЛ реализуется комплекс мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, и независимо от категории они обору- дуются системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией, освещения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw