Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2025
Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , И И , И Н Т Е Р Н Е Т В Е Щ Е Й 125 l повышение скорости обработки заявок жите- лей на 30% благодаря единому диспетчер- скому центру (ЕДЦ). 3. Снижение финансовых потерь: l практически полное исключение ошибок в начислениях; l сведение к нулю штрафов за неактуальные данные в ГИС ЖКХ благодаря бесшовной интеграции; l сокращение расходов на аварийный ремонт на 20–30% за счет прогнозного обслуживания. Данный пример доказывает, что инвестиции в цифровизацию – это не затраты, а высокодо- ходные инвестиции с быстрой окупаемостью. Системный барьер: проблема "цифрового разрыва" между застройщиком и УО Несмотря на очевидную эффективность, массо- вому внедрению автоматизации мешает глубо- кий системный кризис. Сегодня 95% ново- строек сдаются с установленными АСКУР, но после передачи управляющей организации эти системы часто перестают работать. Причины такого парадокса: 1. Отсутствие законодательно закрепленной ответственности УО за использование передан- ных застройщиком систем. 2. Нежелание многих УО менять устоявшиеся, хоть и неэффективные, процессы. 3. Технические и информационные барьеры: не передаются пароли, документация, отсутствует техническая поддержка. В результате миллиардные инвестиции застрой- щиков в умные дома буквально обесценивают- ся в первый же год эксплуатации. Это приводит к перекосам в показаниях, росту коммунальных платежей и блокирует любые программы энер- госбережения. Путь к масштабированию: необходимость законодательной эволюции Опыт "Атлантов" доказывает, что технологии не главное препятствие. Ключевой барьер – пра- вовой. Для прорыва необходимы скоординиро- ванные изменения на всех уровнях: 1. Федеральный уровень: l внести изменения в Жилищный кодекс РФ, четко разграничив ответственность: застрой- щик отвечает за передачу работоспособной и сопровождаемой системы, а УО – за ее обя- зательное использование. l скорректировать постановления Правительства РФ№491 и№354, включив в них требования к эксплуатации АСКУР/АСУ ТП и признав их данные приоритетными для расчетов. l упорядочить и стандартизировать требования к приборам учета, их интерфейсам и прото- колам обмена данными для обеспечения совместимости. 2. Региональный уровень: l разработать программы стимулирования УО, внедряющих комплексные цифровые решения; l принять региональные стандарты интеграции данных. 3. Отраслевой уровень: сделать обязательной бесшовную интеграцию систем УО с ГИС ЖКХ через API, уходя от ручного ввода. Без создания этой правовой рамки успешные кейсы так и останутся единичными "островка- ми" прогресса в море цифровой архаики. К чему приведет комплексная цифровизация ЖКХ? Устранение барьеров откроет дорогу к принци- пиально новой модели жилищно-коммуналь- ного хозяйства: 1. Управление Data-Driven (управление на осно- ве данных). Решения будут приниматься не на основе интуиции, а на основе анализа больших данных: прогнозирование износа оборудова- ния, оптимизация тарифов, планирование кап- ремонта. 2. Предикативная аналитика (прогнозное обслуживание). Системы на основе ИИ будут заранее предсказывать отказы оборудования, позволяя перейти от аварийного ремонта к пла- ново-предупредительному. 3. Создание цифровых двойников МКД. Вирту- альные копии домов позволят моделировать различные сценарии (теплоизоляция, замена лифтов, установка солнечных панелей) и точно рассчитывать их экономический и технологиче- ский эффект. 4. Формирование единой городской и нацио- нальной платформы ЖКХ. Данные с тысяч МКД станут основой для макроэкономического анали- за, управления энергобалансами городов и раз- работки государственных программ развития. 5. Новый уровень сервиса для жителей. Персо- нализированные квитанции, автоматические уведомления, голосовые помощники для управления домашними системами – комму- нальные услуги станут таким же удобным циф- ровым сервисом, как онлайн-банкинг. Заключение Цифровая трансформация ЖКХ – это не техно- логический тренд, а стратегическая необходи- мость для повышения качества жизни и конку- рентоспособности российских городов. Она ведет к созданию прозрачной, экономически эффективной и ориентированной на потреби- теля отрасли. У нас уже есть технологии, доказавшие свою эффективность, и пилотные проекты, показав- шие впечатляющие результаты. Следующий шаг – за законодателями и отраслевым сообще- ством. Только объединив усилия, мы сможем превратить каждый дом в России в по-настоя- щему умный и прозрачный, где технологии работают на благо людей. n Иллюстрации предоставлены автором. www.secuteck.ru октябрь – ноябрь 2025 Взаимодействие с жильцами Виталий Цветков Председатель по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства ТПП Восточ- ной Сибири. Генеральный директор ООО УК "Атлант" (Иркутск). Основатель компании "Жилищный профстандарт". Член общественного совета при Министерстве циф- рового развития и связи Иркутской области. Финалист V Всероссийского конкурса управленцев "Лидеры строительной отрасли". Системный идеалист и просто хороший человек. Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw