Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2025

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 32 октябрь – ноябрь 2025 www.secuteck.ru Н ормативная сто- рона вопроса регламентируется постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. "Об утверждении Правил противопо- жарного режима в Российской Федера- ции", ГОСТ Р 59638– 2021 "Системы пожарной сигнализации. Руко- водство по проектированию, монтажу, техниче- скому обслуживанию и ремонту. Методы испы- таний на работоспособность" и ГОСТ Р 59639– 2021 (аналогичный документ о системах опове- щения и управления эвакуацией), которые прин- ципиально допускают временную эксплуатацию технических средств (ТС) СПА сверх срока служ- бы, требуя при этом организацию ежегодных испытаний на работоспособность. Вся ответствен- ность за принятие решения о продлении эксплуа- тации возлагается на правообладателя объекта. На примере ГОСТ Р 59638–2021 видно, что в соответствии с п. 7.1 при определении воз- можности эксплуатации систем пожарной сиг- нализации (СПС) сверх установленного срока службы используются те же методы, что и при обычном контроле функционирования ТС, а также комплексных испытаниях на работо- способность, проводимых при ежегодном тех- ническом обслуживании. Таким образом, несмотря на нежелание обслуживающих орга- низаций разделять ответственность за продле- ние эксплуатации, для проведения соответ- ствующих испытаний правообладателем объ- екта чаще всего привлекаются именно они. В нормах нет явных ограничений на период "временной эксплуатации" оборудования с истекшим сроком службы. Таким образом, если правообладатель объекта обладает креп- кими нервами, а ежегодные испытания пока- зывают удовлетворительные результаты, про- длеваться такая эксплуатация может долго. Правда, еще до испытаний и возможного приня- тия решения о продлении возникает вопрос: как определить максимальный срок службы ТС, вхо- дящих в состав СПА? Дело в том, что только два ГОСТа – ГОСТ 34698–2020 (извещатели пожар- ные) и ГОСТ 34699–2020 (технические средства оповещения и управления эвакуацией) требуют указывать максимальный срок службы в техни- ческой документации. Все другие, в том числе ГОСТ Р 53325–2012, на соответствие которому выданы большинство действующих сертифика- тов ТС, упоминают только о показателе надежно- сти – среднем сроке службы, который должен составлять не менее 10 лет. Но как формально перейти от среднего срока службы к предельному или максимальному? Ответ на этот вопрос дает приказ МЧС России от 28.04.2023 г. № 408 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, установленных абза- цами четвертым и пятым п. 54 Правил противо- пожарного режима в Российской Федерации…": "7. В случае достижения указанного в техниче- ской документации предельного или неопреде- ленного срока службы средств пожарной без- опасности дальнейшая эксплуатация таких средств обеспечивается контролируемым лицом (правообладателем объекта) после проведения испытаний соответствующих СПЗ на предмет их работоспособности по методам, содержащимся в национальных стандартах Российской Федера- ции, указанных в пп. 10–14 Руководства (далее – испытания). Испытания проводятся ежегодно со дня наступления указанного срока службы средств пожарной безопасности до их замены". Пп. 10–14 содержат ссылки на ГОСТ Р 59636– 2021, ГОСТ Р 59638–2021, ГОСТ Р 59639–2021. Позиция производителей ТС в части их эксплуа- тации сверх среднего срока службы совпадает с позицией регулятора, однако есть несколько нюансов, не учтенных по понятным причинам в предлагаемых со стороны регулятора подхо- дах. Очевидно, что по истечении 10 лет эксплуа- тации, независимо от результатов испытаний на работоспособность, вероятность произвольного выхода из строя прибора и поток отказов значи- тельно возрастают, что увеличит стоимость вла- дения системой. Кроме этого, из-за возможной деградации электронных компонентов невоз- можно гарантировать сохранение техническими средствами пожарной автоматики своих харак- теристик в рамках требований их профильных стандартов. Подтвердить это испытаниями в рамках методик, изложенных в вышеупомянутых ГОСТах, не представляется возможным. Такой уровень испытаний заложен при проведении сертификации технических средств СПА, и они проводятся в специализированных лаборато- риях сертификационных центров, при этом тру- дозатраты могут на порядок отличаться от затрат на ежегодные (по факту комплексные) испыта- ния. При этом регулятор подытожил в своем разъяснении, что в любом случае руководитель организации (собственник) опирается при при- нятии решения на результаты испытаний, осу- ществляет непосредственное руководство систе- мой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственном объекте и несет персональную ответственность за соблю- дение требований пожарной безопасности. Возможна ли альтернатива подходу, опирающе- муся на ежегодные испытания, при продлении срока эксплуатации технических средств обес- печения пожарной безопасности? Определенное окно возможностей оставляет ГОСТ Р 59638– 2021 в части СПС: "6.6.2 По завершении эксплуа- тации (после истечения срока эксплуатации или после продления срока эксплуатации) техниче- ские средства СПС должны быть заменены на аналогичные либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией… 6.6.5 После замены технических средств СПС должен быть проведен контроль их функционирования, а СПС должна быть испытана на работоспособ- ность… в части, касающейся взаимодействия СПС с замененными техническими средствами". Таким образом, если находящаяся в эксплуата- ции система соответствует проекту, то, возмож- но, для заказчика появляется еще один путь для оптимизации затрат: планомерная замена обо- рудования на аналогичное в рамках текущего ремонта без перепроектирования и глобальных монтажных работ. Важно отметить, что для кабель- ных линий срок службы составляет 25–30 лет и их заменять не требуется. Возможно, замена обо- рудования на иное может быть сопряжена с рядом трудностей, связанных с прекращением деятельности проектных организаций, более 10 лет назад выпустивших документацию. С дру- гой стороны, проектные организации являются членами СРО (саморегулируемой организации) и ее юридическая ответственность или полномо- чия распространяются на результат работ ее чле- нов. В то же время требует разъяснения п. 16 ППР РФ: "На объектах защиты запрещается: о) проводить изменения, связанные с устрой- ством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выпол- ненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными доку- ментами по пожарной безопасности". Здесь важна позиция регулятора в вопросе, является ли выполнение п. 6.6.2 ГОСТ Р 596389 в части замены на аналоги "внесением изменений в устройство систем противопожарной защиты" Ведь именно этим будут руководствоваться инспекторы Госпожнадзора. В случае согласо- ванной позиции рассматриваемый альтернатив- ный подход для средств обеспечения пожарной безопасности, опирающийся на своевременную замену оборудования после достижения срока службы, может дать положительный экономи- ческий эффект для правообладателя, экономя- щего около 50% затрат по сравнению с полной заменой противопожарных систем. n Максим Горяченков Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность", руководитель отдела технической поддержки АО НВП "Болид" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Замена оборудования СПА после истечения срока службы: возможности, соблазны и здравый смысл Вопрос о необходимости замены оборудования систем пожарной автоматики (СПА) после истечения срока службы остается одним из наиболее обсуждаемых среди специалистов, занимающихся их техническим обслуживанием.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw