Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2025
С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 86 октябрь – ноябрь 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ХРАНЕНИЯ И ВЫДАЧИ В СКУД RFID-брелоки, иногда биометрия, а также смартфоны. То есть у вас появляется возмож- ность осуществлять доступ тремя разными вариантами вместо одного обычного механи- ческого ключа. При этом возникает очевидное неудобство: если вы потеряете механический ключ, процесс открытия шкафчика может занять гораздо боль- ше времени. А если использовать смартфон, то не нужно носить с собой дополнительные носи- тели, например ключ, карту или брелок. Еще удобнее с биометрией – вообще ничего не тре- буется иметь при себе. Вообще использование ключа и RFID-меток, по сути, довольно схожи, но метка обычно компактнее. Например, RFID-метку можно встроить в браслет, который удобнее носить, чем обычный ключ. Сейчас в современных системах хранения, особенно там, где внед- ряются новые ячейки, часто используют именно такие решения: RFID-метка интегри- рована в браслет, например, в фитнес-клу- бах. Алексей Гинце, ААМ Системз Очевидно, что простейший постамат с меха- ническим ключом не может быть интегриро- ван с системой доступа, а значит, вы не узнаете, кто и когда открывал его ячейки. Ключ не сложно скопировать – в отличие от современной смарт-карты или биометрии. Кстати, механические ключи на современ- ных предприятиях часто хранят и выдают с помощью электронных ключниц, которые можно интерпретировать как специализиро- ванный постамат для ключей (надеюсь, кол- леги не побьют меня за такое вольное сравнение). Алексей Киндялов, РусГард Автоматизированные системы гораздо более гибки в плане администрирования доступа к ним. Например, если у шкафчика на заводе сменился владелец, то админи- стратору не нужно ждать, пока предыдущий владелец вернет ключ от замка. Он может переназначить владельца шкафчика в про- граммном обеспечении буквально за мину- ту. Для этого не требуется ни личное присут- ствие сотрудников, ни их персональные про- пуски. Другое важное преимущество: в автоматизи- рованных системах хранения доступна исто- рия событий по каждому открытию-закры- тию каждой ячейки. Особенно это актуально в случаях, когда в ячейке хранятся важные вещи (документы, смартфоны и другие мате- риальные ценности). Программное обес- печение позволяет быстро выяснить, когда и кем была открыта ячейка, и на основании этих данных провести внутреннее расследо- вание. Наконец, автоматизированные системы хране- ния гораздо более безопасны. Сделать дубликат механического ключа – элементарное дело, а количество таких дубликатов отследить невоз- можно. Карта MIFARE или биометрия исклю- чают эту возможность, так как ни защищенную карту, ни лицо попросту невозможно скопиро- вать. Максим Горяченков, НВП "Болид" Интеграция систем хранения и СКУД дает воз- можность вести единую базу данных пользова- телей и их идентификаторов, что, в свою оче- редь, позволяет конфигурировать обе системы "в один клик". При добавлении нового пользо- вателя или изменении полномочий уже суще- ствующего данные об этом будут автоматически синхронизироваться с памятью контроллеров доступа и систем хранения. При эксплуатации систем события также будут храниться в едином журнале, что даст возмож- ность строить единые отчеты по маршрутам движения и взаимодействия с системами хра- нения. Еще одна важная функция – интеграция сейфов для хранения ключей и охранной сигнализации. Она позволяет автоматизировать процесс сня- тия помещений с охраны по факту выдачи ключа сейфом и обратный процесс постановки на охрану по факту сдачи ключа или пенала с ключом в систему хранения. Максим Прокофьев, АРМО-Системы Интеграция – еще одна отличительная особен- ность автоматических систем от механических. Она может быть реализована на разных уров- нях, от простого открытия локера с помощью идентификатора СКУД до сложных решений с интеграцией по API. Такая гибкость позволяет адаптировать работу системы под любые тре- бования заказчика. Один из примеров того, как интеграция повышает комфорт и безопасность: посетитель фитнес-центра не может покинуть помещение, пока его шкафчик остается закры- тым. Егор Голубкин, BIOSMART Один из вариантов интеграции – устанавлива- ем карточный контроллер, реле и считыватель. Таким образом, появляется возможность управ- лять ячейками. Причем есть два сценария. Пер- вый – долгосрочная аренда: конкретная ячейка закрепляется за пользователем, и только он может ее открыть в течение срока аренды. Вто- рой вариант – пользователь может занять любую свободную ячейку и пользоваться ею, пока в этом есть потребность. Возможна также интеграции сторонних локеров в существующие СКУД. Другими словами, когда используется оборудование другого произво- дителя и есть открытый API, который позволяет осуществить интеграцию, то это легко можно реализовать. Однако гораздо проще и эффективнее исполь- зовать считыватели и программное обеспече- ние от одного производителя – тогда не потребуется дополнительных интеграций для связки. Алексей Гинце, ААМ Системз Значительное количество присутствующих на отечественном рынке автоматических постама- тов с возможностью интеграции в СКУД рабо- тают в основном на программном уровне. При этом их работоспособность полностью зависит от связи с сервером – они не функционируют в автономном режиме. Наиболее совершенные модели интегри- руются в СКУД уже на аппаратном уровне. В их основе обычно лежит контроллер, уста- новленный в сервисной ячейке постамата и обеспечивающий автономную работу при обрыве связи с сервером. Данные о правах доступа сотрудников к ячейкам задаются в СКУД и передаются в контроллер постамата, где они хранятся вместе с событиями систе- мы хранения – кто положил или забрал посылку. Это обеспечивает автономность работы терминала при потере связи с серве- ром СКУД. При этом для доступа к ячейкам могут использоваться те же идентификато- ры, что и для доступа в перемещения на объ- екте. Это обеспечивает высокий уровень уни- фикации и бесшовную интеграцию систем хранения в СКУД. Алексей Киндялов, РусГард Первый вариант – интеграция системы хране- ния в СКУД посредством API. Как правило, это долго и дорого. В этом случае требуется согла- сие двух вендоров на разработку такой интег- рации (заплатит за нее, конечно же, заказчик). По нашему опыту, такие интеграции очень сложно поддерживать в рабочем состоянии: выход новых версий ПО или прошивок для обо- рудования у одного из вендоров часто приво- дит к неработоспособности интеграции в целом. Такой вариант интеграции также сильно усложняет возможности модернизации: доба- вить новый функционал зачастую или сложно, или невозможно. Второй вариант – системы хранения являются частью экосистемы СКУД. Это гораздо более гибкий и функциональный вариант их исполь- зования. Заказчик получает готовое решение, за разработку которого не нужно платить лиш- ние деньги. В этой ситуации не происходит размывания ответственности, как это часто бывает в случае интеграции нескольких про- изводителей (каждый вендор убеждает заказ- чика, что вина лежит на плечах другого вен- дора). Технически второй вариант гораздо более функционален и может быть масштабирован по желанию заказчика. Главный минус такого решения: на рынке не так много вендоров, которые предлагают и СКУД, и системы хране- ния в рамках одного бренда. При этом системы хранения – это не настолько критичная вещь на объекте, чтобы ради нее собственник пошел на смену поставщика СКУД. Какие существуют варианты интеграции автоматизированных постаматов/локеров в СКУД? В чем их различия?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw