Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2025

С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 92 октябрь – ноябрь 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ХРАНЕНИЯ И ВЫДАЧИ В СКУД Г лавная задача, которую решают постаматы и локеры, – строгий контроль доступа к цен- ным предметам. Они позволяют индивидуально настраивать права пользователя и время досту- па, выявлять несанкционированные попытки и предотвращать вынос вещей за пределы объ- екта. Автоматизация выдачи средств индивиду- альной защиты (СИЗ), электронных устройств и инструментов устраняет человеческий фактор: отпадает необходимость в выдаче через дежур- ных, все операции мгновенно записываются в систему. Это резко снижает риск потерь и краж. Кроме того, система повышает эффективность эксплуатации. Ускоряются выдача и возврат (не нужно множества ручных согласований), сокращаются просто́ и сотрудников, снижаются непроизводительные затраты. В итоге пред- приятия получают экономию: в одном случае автоматизация выдачи 100 терминалов сбора данных сократила затраты на обслуживание на 1 млн рублей в год и уменьшила простои пер- сонала на 5%. Преимущества и выгоды В отличие от классических шкафов-локеров с ключами или кодовыми замками, автоматизи- рованные используют электронные механизмы и ИТ-инфраструктуру. Доступ к ячейкам откры- вается с помощью идентификатора (карты, штрих-/QR-, ПИН-кода, биометрического ска- нера и пр.), информация автоматически обра- батывается системой. Это дает дополнительные возможности: гибкую настройку прав (напри- мер, только в рабочие дни с 9 до 18 ч), дистан- ционный управляемый доступ и быстрый аудит действий. Механический замок не обеспечивает такого уровня прозрачности и требует личной выдачи ключей, тогда как автоматический локер фиксирует все события сам. Благодаря электронике и программному обес- печению (ПО) автоматический локер может продолжить работу даже при сбое связи (офлайн-режим), а принятые коды и метки невозможно подделать. В целом такие системы надежнее и удобнее в масштабировании: легко изменить конфигурацию ячеек, добавить новые модули или интегрировать устройство в существующие ИТ-системы, чего нельзя ска- зать про устаревшие механические шкафы. При комплексном подходе локеры могут рабо- тать в связке с системами учета посетителей и гостевого доступа. Синергетический подход позволяет гостю получить временное удостове- рение (пропуск или ПИН) и сразу использовать его для открытия выделенной ячейки. Пользо- ватель получает максимальное удобство: не нужно обращаться к администраторам – он самостоятельно получает выданный владель- цем ячейки предмет (например, конференц- набор или печатные материалы), используя свой временный ключ. Для службы безопасности выгода очевидна: фиксируются точное время выдачи и возврата, пользователя можно идентифицировать по гостевому коду или карточке, а видеокамеры сразу сохраняют контекст события. Все дей- ствия с ячейками протоколируются, что исклю- чает возможность хищения или подмены даже для разовых посетителей. Владельцу (менед- жеру или ИТ) система дает точную отчетность. При этом снижается нагрузка на персонал при приеме гостей. Таким образом, интеграция гостевого доступа повышает сервисность для посетителей и усиливает контроль владельца за их действиями на объекте. Интеграция в СКУД Современные постаматы/локеры по умолча- нию интегрируются с ключевыми системами безопасности и управления предприятием. Прежде всего они подключаются к СКУД, при этом используемые карты доступа или учетные записи сотрудников синхронизируются с локе- ром, что исключает ручное перенесение дан- ных и автоматизирует выдачу прав. Нередко система выпуска контроллеров поддерживает REST API, что упрощает интеграцию со смежны- ми ИТ-системами – от ERP и ПО кадрового учета (1С, "Босс-Кадровик" и пр.) до BMS (управление зданием: кондиционирование, освещение, лифты и т.д.). Синхронизация с такими системами помогает, например, авто- матически предоставлять доступ к нужным ячейкам при изменении статуса сотрудника или учета оборудования (планирование заку- пок через ERP получает актуальную статистику). Почта и документы Автоматизированные локеры могут применять- ся и для распределения внутриорганизацион- ной почты или документов. В больших офисах, где десятки сотрудников еженедельно отправ- ляют важные письма, установка постаматов для корреспонденции позволяет организовать выдачу "последней мили" без курьеров. Бумаж- ные документы кладут в выделенную ячейку, а получатель получает уведомление (СМС или электронное письмо) с кодом доступа. Такие решения уже реализуются в некоторых систе- мах выдачи корреспонденции. Практическая целесообразность зависит от нагрузки: при малом объеме писем выгода невелика, однако при высокой частоте отправлений это сокраща- ет время доставки, исключает ошибки (непра- вильно доставленная корреспонденция) и повышает сохранность документов (ячейка открывается только уполномоченным пользо- вателем). Кроме того, надежное хранение во взломостойких ячейках исключает несанкцио- нированный доступ к частной информации. Варианты идентификации Современные постаматы поддерживают мно- жество способов аутентификации пользовате- лей – бесконтактные RFID-метки (карты, бре- локи, браслеты) и бар-/QR-коды, выданные системой (например, распечатаны на чек- кассе) или встроенные в мобильное приложе- ние. Для особо защищенных объектов приме- няются биометрические датчики либо двухфак- торная авторизация. Устройство может принять ПИН-код, отпечаток пальца, QR-метку или сочетание методов. Примеры конфигураций: пользователь прикла- дывает RFID-карту или вводит ПИН на дисплее, после чего система проверяет его в базе и откры- вает разрешенную ячейку. Биометрия обеспечи- вает высокий уровень защиты (лицо нельзя забыть или передать коллеге). Некоторые терми- налы позволяют отсканировать смартфон с одно- разовым кодом (высокая гибкость) или даже подключиться через корпоративный SSO (напри- мер, Active Directory), чтобы одноразово автори- зовать посетителя на весь срок его визита. Кастомизация Автоматизированные локеры часто настраи- ваются под конкретные потребности заказчика. Это касается размеров и количества ячеек (например, добавить большую ячейку для чемо- дана или увеличить число маленьких для доку- ментов), материалов конструкции (металл или мебельный щит), дизайна (брендирование цве- тами и логотипом заказчика). Настраиваются режимы работы: логика очередей, интеграции с дополнительным оборудованием (электрозам- ки, датчики присутствия, зарядки для устройств), а по программной части – интерфейсы и отчеты в соответствии со стандартами компании. Востребована адаптация интерфейса под кор- поративные системы: например, изменяется способ синхронизации с единым профилем сотрудников, настраиваются уведомления в привычные мессенджеры или ERP. В частно- сти, возможна кастомизация под ключевые сценарии – скажем, автоматическая блокиров- ка ячейки при сработке тревоги или удаленная проверка содержимого по камерам. Практиче- ски все вендоры подчеркивают широкие воз- можности адаптации (под свои нужды) и настраиваемые варианты авторизации. n Роман Мутыгуллин Коммерческий директор компании LockerBox МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА О постаматах и локерах Автоматизированные постаматы и шкафы-локеры становятся частью систем без- опасности крупных организаций. Это интеллектуальные терминалы хранения, управ- ляемые программно: открытие ячеек происходит по коду, карточке или биометрии, все действия фиксируются в журналах. Такие решения используют для хранения и выдачи оборудования (ключей, инструментов, средств защиты, техники), личных вещей сотрудников и посетителей, а также специализированного контента (напри- мер, внутренних документов). Автоматизация позволяет исключить ручной учет, обес- печить точный контроль и повысить оперативность выдачи важных предметов.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw