Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021
О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 99 П ожарную безопасность пассажирских пере- возок на метрополитене можно предста- вить как триаду: 1) обеспечение пассивной и активной противопо- жарной защиты транспортных средств (вагонов); 2) обеспечение пассивной и активной защиты стационарных объектов (тоннелей и станций); 3) обеспечение условий для безопасной эвакуа- ции пассажиров из электропоездов, тоннелей и станций. При этом не все вопросы в озвученных состав- ляющих триады решены. Пассивная и активная противопожарная защита вагонов Пожарная опасность вагонов предопределена величиной пожарной нагрузки, а также отдель- ными характеристиками ее составляющих. Необходимо отметить, что большая часть пожарной нагрузки вагона (около 90%) нахо- дится внутри салона вагона. Эволюция конструкции вагонов происходила на фоне пожаров электропоездов, поэтому усилия конструкторов были направлены (в том числе) на снижение их пожарной нагрузки. Пожарная нагрузка снизилась с 50 кг/м 2 на вагонах серии "Еж" до 30 кг/м 2 на вагонах серии "Москва". При этом была снижена пожарная опасность применяемых отделочных материалов. В основ- ном стали применяться материалы, не поддер- живающие горение, с низким уровнем дымооб- разования и токсичности продуктов горения. В настоящее время завод-изготовитель после- довательно решает вопросы пассивной проти- вопожарной защиты и уровень пассивной защиты достаточно высок. Статистика пожаров на вагонах метрополитена и активная защита Анализ статистики пожаров в электропоездах показывает, что по причинам возникновения пожары в поездах следует разделить на две группы: 1. Технологические пожары. 2. Пожары как следствие терактов в виде под- жогов и взрывов. Технологические пожары К числу технологических причин возникновения пожаров следует отнести неисправности и отказы в электротехническом оборудовании вагонов. Рассмотрим пожары с технологическими при- чинами возникновения на примере Московско- го метрополитена. 1. 10 июня 1981 г. на станцию "Октябрьская" прибыл электропоезд с дымлением под ваго- ном. После высадки пассажиров поезд был отведен на станционные пути. Горел ящик акку- муляторной батареи. Тушение первичными средствами результата не дало. Пожарная охра- на была вызвана с большой задержкой. Сгоре- ли четыре вагона. При тушении пожара постра- дали пожарные. Причиной пожара стало корот- кое замыкание в аккумуляторной батарее. 2. 20 апреля 1987 г. на станцию "Павелецкая" кольцевой линии прибыл электропоезд с горя- щей кабиной машиниста в хвостовом вагоне. Пассажиры были эвакуированы. Сгорели два вагона, была повреждена облицовка платфор- мы. Причиной пожара стало короткое замыка- ние в схеме аппаратного отсека. 3. 18 января 1994 г. в электродепо "Владыкино" при выдаче на линию поезд остановился при заходе в тоннель соединительной ветки. Маши- нист потерял управление. При этом основная часть поезда вошла в тоннель, на парковых путях электродепо остался один вагон. В ходе тушения пожара поезд не был выведен на пар- ковые пути, хотя такая техническая возмож- ность оставалась до конца тушения пожара. Сгорели четыре вагона. При тушении пожара от высокой температуры в тоннеле пострадали пожарные. Причиной пожара стало короткое замыкание в электрической схеме аппаратного отсека хвостового вагона. 4. 1 июля 2010 г. на станцию "Улица 1905 года" прибыл поезд с дымлением под вагоном. Горел пол вагона. Горение было ликвидировано пожарным подразделением в габаритах одного вагона после разборки горящего участка пола. Причиной пожара стал перегрев ящика сопро- тивлений под полом вагона. Стоит отметить, что все эти пожары в электро- поездах (с технологической причиной возник- новения в электротехническом отсеке) получи- ли свое развитие с переходом пламени непо- средственно в салоны вагонов и далее по длине электропоезда. Пассивная защита в виде про- www.secuteck.ru декабрь 2021 – январь 2022 Владимир Прохоров Начальник Отдела разработки нормативно-технических документов и технических норм ГАУ города Москвы "Научно-исследовательский аналитический центр" (ГАУ НИАЦ), к.т.н., доцент, вице-президент и академик Всемирной академии наук комплексной безопасности (ВАН КБ) Нескрасовская линия столичного метрополитена – единственная в России, где решена проблемы безопасной эвакуации пассажиров из двухпутного тоннеля Проблемы обеспечения пожарной безопасности пассажирских перевозок в метрополитенах России Высокая плотность транспортных потоков на улицах крупных городов России, и осо- бенно в столице, делает актуальными скоростные перевозки пассажиров. Значи- мость метрополитенов как единственного скоростного вида городского транспорта чрезвычайно велика. Метрополитены расширяются одновременно с освоением новых городских территорий и приростом населения. Увеличение количества пере- возимых пассажиров неразрывно связано с необходимостью обеспечения транс- портной безопасности перевозок. При этом пожарная безопасность перевозки пас- сажиров (и особенно в метрополитенах) должна быть неотъемлемой частью системы под названием "транспортная безопасность" www.russos.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw