Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 101 этом экстремальные условия эвакуации (нали- чие токсичных продуктов горения после взры- вов или во время пожара в вагоне, сильное задымление, излучение пламени, высокие тем- пературы) требуют увеличения скорости движе- ния и ведут к значительному усилению опасно- сти для здоровья и жизни людей в виде послед- ствий от возникшей паники. В этой связи кон- струкция вагона должна быть приспособлена к безопасной эвакуации пассажиров, в том числе маломобильных групп населения (инвалидов- колясочников), из электропоезда вне станции в тоннель. В современном 8-вагонном подвижном составе серии "Москва 2020", где имеется сквозной про- ход по всему поезду, на общее число около 1500–1800 пассажиров имеется всего один трап в кабине машиниста шириной 600 мм. Вопрос: приспособлен ли самый современный поезд для экстренной эвакуации пассажиров, включая инвалидов-колясочников, в тоннель в условиях пожара? Отрицательный ответ лежит на поверх- ности. Все остальные серии вагонов, которые экс- плуатируются на метрополитенах России, еще меньше приспособлены для экстренной эвакуа- ции пассажиров из поезда в тоннель. Противники адаптации конструкции новых вагонов к экстренной эвакуации пассажиров в условиях пожара в тоннель повторяют, как мантру, требование инструкции машинисту поезда: следовать без остановки до следующей станции. Требование, бесспорно, правильное, но как быть с возможной потерей управления или сильным задымлением в тоннеле? Разра- ботчиками нормативных документов игнориру- ется возможность остановки поезда при пожаре в самом туннеле. Существующий подход делает пассажиров заложниками случая. Между тем горение кабельной линии контактной сети на перегоне "Библиотека им. Ленина" – "Охотный ряд" 5 июня 2013 г. привело к сильному задым- лению перегонов от станций "Библиотека им. Ленина" и "Лубянка". В тоннелях остановились четыре поезда. С большим опозданием была организована эвакуация пассажиров из поездов. В результате многие пассажиры отра- вились дымами, семь человек были госпитали- зированы. Таким образом, в очередной раз подтвердилась пожарная опасность тоннелей. Пожарная опасность тоннелей Транспортные тоннели как линейные объекты инфраструктуры метрополитена служат для перемещения поездов и оснащены соответ- ствующим оборудованием. Притоннельные сооружения (вентшахты, кладовые службы пути, дренажные перекачки и т.д.) следует рас- сматривать как вспомогательные, функциони- рование которых направлено на обеспечение безопасной перевозки пассажиров в поездах на перегонах. Пожарная опасность тоннелей предопределена технологией их эксплуатации и пожарной опас- ностью различного оборудования. Кабельные линии К наиболее пожароопасному оборудованию относятся кабельные линии различного назначения с напряжением от 20 кВ и ниже. Пожарная нагрузка кабельных линий в тонне- лях в виде изоляции кабелей достаточно вели- ка, источником воспламенения является тепло- вая энергия пробоев и коротких замыканий. Обширная статистика кабельных пожаров в тоннелях и открытых перегонах показывает их опасность. Некоторые из них стали резонансны- ми: 5 июня 2013 г. горение кабельной линии на перегоне "Охотный ряд" – "Библиотека им. Ленина", 8 июля 2016 г. горение кабельной линии на станции "Выхино". В обоих случаях присутствовали условия "электрической подпит- ки" горящих кабельных линий, что привело к быстрой скорости развития линейных пожаров на перегонах. Обильное задымление тоннелей на перегонах между станциями "Библиотека им. Ленина" и "Лубянка" привело к остановке поездов и эвакуации пассажиров в тоннели. Таким образом, пассивная защита кабельных линий в виде изоляционных материалов, не поддерживающих горение, в целом для тонне- лей не решает проблему их пожарной опасно- сти, а лишь частично ее снижает. Узлы крепления контактного рельса В статистику туннельных пожаров входят случаи пробоя узлов крепления контактного рельса с дальнейшим горением электроизоляционных материалов. Остановка поездов в тоннеле при пробоях узлов крепления контактного рельса обусловливает эвакуацию пассажиров в тон- нель с выходом на ближайшей станции. Все случаи остановки движения поездов с дальней- шей эвакуацией пассажиров в тоннель приво- дят к сбою графика движения поездов и стано- вятся резонансными. Узлы крепления контактного рельса размещены на нем с интервалом 2,5–3 м. Пробой происхо- дит, как правило, на фоне увлажнения запылен- ного узла крепления. Есть основания предпола- гать, что пробою увлажненного узла предше- ствует его нагрев. Имеется возможность пред- пожарного теплового диагностирования всех узлов крепления контактного рельса на перего- нах линии одновременно с помощью адресной системы пожарообнаружения на основе много- модового оптоволоконного кабеля. При длине перегона 1500 м число точек контроля составит около 500. Источниками пожарной опасности в тоннелях также являются вентагрегаты и электрощитовые устройства тоннельной вентиляции, помещения кладовых службы пути. Все они подлежат конт- ролю в виде пожарной сигнализации. В послед- ней редакции СП 120.133330.2012 "Метропо- литены" впервые появилось требование об оснащении тоннельных перегонов пожарной сигнализацией на основе оптоволоконного кабеля. Оно возникло в результате многочис- ленных СТУ, разработанных ГАУ НИАЦ на про- ектируемые линии Московского метрополите- на. Следует отметить, что адресные системы пожарообнаружения на основе многомодовых оптоволоконных кабелей имеют большую пер- спективу в части применения на линейных объ- ектах большой протяженности. Однако исполь- зование оптоволоконной пожарной сигнализа- ции в тоннелях метрополитена требует знания технологических и эксплуатационных особен- ностей защищаемого оборудования. В ряде слу- чаев оптоволоконная пожарная сигнализация может предотвратить реальный пожар с адрес- ной информацией на подконтрольном объекте тоннеля, а в других – приведет к недопустимой огромной инерционности при формировании управленческого сигнала на исполнительное устройство. К разряду средств пассивной защиты в транс- портных тоннелях следует также отнести пути эвакуации пассажиров. Как было указано выше, эвакуация пассажиров из поезда наступает при его вынужденной остановке на перегоне и необходимости спасания людей от воздействия опасных факторов пожара. Вопросы к противопожарным нормам В 2019 г. ГАУ "НИАЦ" по заказу АО "Мосинж- проект" разработал Концепцию противопожар- ной защиты для двухпутных тоннелей Москов- ского метрополитена. К разработке Концепции привлекался ВНИИПО МЧС РФ. В ходе разра- ботки особое внимание уделялось путям эва- куации пассажиров по тоннелю. Было предло- жено нетрадиционное решение в части разме- щения эвакуационной дорожки посреди тонне- ля между смежными путями. Все другое обору- дование (контактные рельсы, кабельные линии, путевые ящики, сухотрубы и др.) размещались у боковых стенок тоннеля. При этом эвакуа- ционная дорожка шириной 1200 мм обеспечи- вала эвакуацию из тоннеля пассажиров всех www.secuteck.ru декабрь 2021 – январь 2022 Проход между поездом и стенкой в однопутном тоннеле

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw