Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 118 декабрь 2021 – январь 2022 www.secuteck.ru С егодня невольно будешь прово- дить параллели со средневековыми авторами, когда в технических комите- тах Росстандарта вот уже три года идет обсуждение проекта государственного стандарта проведе- ния испытаний противотаранной техники. Единственным результатом этого обсуждения является то, что оно превратилось в перманент- ный процесс, и, видимо, большинство его участников такое положение дел устраивает. Если объективно смотреть на ситуацию, то пока не будет утвержденного ГОСТа на проти- вотаранные средства, не имеет смысла начи- нать разговор о какой-либо транспортной без- опасности либо безопасности важных объ- ектов. Желаемое будущее Прежде чем поднимать тему обеспечения транспортной (и любой другой) безопасности, нужно принять какие-то нормативные требо- вания, которые должны быть всем понятны или хотя бы изложены на бумаге, чтобы и потребитель, и производитель говорили на одном языке. И основной нормой должно быть удержание таранного удара. Категории, относящиеся к техническим сред- ствам безопасности, и технические требования к ним должны быть узаконены каким-либо общегосударственным (федеральным) доку- ментом, в котором также должны быть пропи- саны категории объектов: железнодорожные переезды, вокзалы, аэропорты, места массо- вого скопления людей, городские площади, набережные и т.д. Подчеркиваю, все это должно быть закреплено на федеральным уровне, а не лататься ведом- ственными документами, которыми сегодня руководствуются почти во всех отраслях и кор- порациях, включая силовые структуры. Ведом- ственных бумаг с избытком, и во всех отчетах они фигурируют, но только непонятно, каким образом подтверждаются заявленные на тен- дерах характеристики?! Отсюда и на объектах появляется абы что. Печальное настоящее На рынке представлена достаточная номенкла- тура выпускаемых противотаранных устройств. Возьмем, к примеру, болларды: к ним тоже нет совершенно никаких требований, а они выполняют те же противотаранные функции. Рынок не стоит на месте ни технически, ни фактически и предлагает все больше и больше решений с точки зрения не только количества, но и разнообразия физических принципов работы конструкций, а узаконенных техниче- ских требований к ним до сих пор нет. В результате появляется масса конструкций, которые с большим сомнением можно назвать противота- ранными. Число разновидно- стей угроз стреми- тельно растет. Не стоит забывать, что кроме террористов есть просто сума- сшедшие люди. Мировая тенденция такова, что население увеличивается, урба- низация возрастает, становится все боль- ше людей с отклоне- ниями в психике. Это общегосударственная проблема. А техниче- ский комитет и Рос- стандарт – это как раз государственные учреждения, даже с учетом коммерческих предприятий (разработчиков и производителей техники). И процедура утверждения документов относится к ведению государства в лице Росстандарта, на решение которого коммерческие структуры, даже если они разработчики и производители, ни в коем случае не должны оказывать никакого влияния. Большие надежды Три года идет обсуждение проекта ГОСТа "Устройства противотаранные для обеспечения безопасности от транспортных средств. Общие технические требования и методы испытаний". И если уж за этот срок данный стандарт не утвержден и процесс его принятия топчется на стадии обсуждения, нет никакой уверенности, что в течение следующих трех лет что-нибудь изменится или сдвинется с мертвой точки. Угрозы растут. Рынок количественно и каче- ственно меняется, на нем все больше низко- пробной продукции, а воз и ныне там… P.S. Когда готовился к публикации этот мате- риал, разработчики ГОСТа получили эксперт- ное заключение технического комитета по стандартизации № 228 (ТК 228), в котором говорится: "Полнота установления требований в Проектах к объекту стандартизации недоста- точна и не соответствует современному уров- ню развития техники и технологии, передово- му опыту и потребности экономики… Разработка Проектов не способствует: l повышению качества и конкурентоспособ- ности российской продукции и созданию условий для выхода отечественных изде- лий на внешние рынки по причине уста- новления неэффективных и малопримени- мых на практике дорогостоящих методов испытаний; l повышению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, уровня безопасности частного и государственного имущества по причине установления требований к объекту стандартизации, не соответствующих его назначению как инженерно-техническому средству физической защиты… Уведомление о завершении публичного обсуждения не размещалось. Голосование членов ТК 228 по Проектам не проводилось". Ничего конкретного. По нашей просьбе редакция журнала "Системы безопасности" разместила проект ГОСТа "Устройства противотаранные для обеспечения безопасности от транспортных средств. Общие технические требования и методы испытаний" на сайте, он доступен по ссылке: https://bit.ly/3K0VRai. Будем признательны за ваши комментарии к данному документу. n Виталий Кобзун Редактор раздела "Комплексная безопасность", заместитель директора группы компаний "ЦеСИС" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Возвращаясь к напечатанному… В "Божественной комедии"Данте один из кругов ада представляет собой обитель тех, кто недостойно тратил и копил. В наказание они были обречены на вечный спор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw