Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 120 Николай Махутов Руководитель секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, руководитель комиссии РАН по техногенной безопасности, член- корреспондент РАН, д.т.н., профессор Таисия Шепитько Директор Института пути, строительства и сооружений РУТ (МИИТ), заслуженный работник транспорта РФ, д.т.н., профессор Александр Пискунов Зав. кафедрой "Мосты и тоннели" ИПСС РУТ (МИИТ), заслуженный строитель РТ, д.т.н., профессор Михаил Ерофеев Заместитель директора по науке ИМАШ им. А.А. Благонравова РАН, д.т.н., профессор Владимир Балановский Ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук К объектам, которые должны быть оснащены СМИС, относятся объекты общего пользова- ния инфраструктуры железнодорожного транс- порта и дорожного хозяйства. Наиболее уязви- мыми являются инженерные сооружения – мосты и тоннели, водопропускные сооружения. Для них должны быть созданы и в последующем использоваться и поддерживаться в работоспо- собном состоянии системы мониторинга на раз- ных стадиях жизненного цикла: при проектиро- вании, новом строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте. Нормативные требования В ГОСТ Р 22.1.12–2005 "Безопасность в чрезвы- чайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений" указывается, что наличие СМИС необходимо объектам капи- тального строительства, в проектной докумен- тации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: l высота более 100 м; l пролеты более 100 м; l наличие консоли более 20 м; l заглубление подземной части ниже планиро- вочной отметки земли более чем на 10 м; l наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета. Мосты входят в эту группу сооружений, поэтому нуждаются в создании СМИС. Неисполнение этого нормативного требования должно рас- сматриваться как нарушение п. 1 ст. 1 ФЗ № 16 от 9 февраля 2007 г. "О транспортной безопас- ности" и противоправное бездействие, угро- жающее безопасной деятельности транспортно- го комплекса. Мониторинг в строительстве Под мониторингом в строительстве понимают получение информации о статических и дина- мических характеристиках объекта строитель- ства, технологических процессах и средствах строительного производства с последующей ее обработкой для подготовки и принятия органи- зационно-управленческого решения 1 . Монито- ринг в строительстве рассматривается как система взаимосвязанных процессов, техноло- гий, оборудования и деятельности, позволяю- щая отслеживать объем и своевременность выполнения производимых работ, качество протекающих информационных процессов, принимаемых и фактически реализуемых про- ектных, организационных, управленческих решений с фиксацией в формах документиро- вания. Комплексное документирование, инфо- графия, репрография, средства измерения и передачи информации разного рода – это обслуживающие подсистемы мониторинга при строительстве инженерных сооружений, вклю- чая транспортные объекты. Различают традиционные (немеханизирован- ные), механизированные, автоматизированные и автоматические средства, методы и техноло- гии мониторинга при их строительстве. Инфор- мационный канал мониторинга может быть однородным или неоднородным, дискретным или непрерывным, а измерения в нем – одно- или многоразовыми (повторяющимися или циклическими). Измеряемая и передаваемая информация может быть представлена в анало- говой и цифровой формах. Мониторинг ограничен функциями измерения, передачи и накопления оперативной информа- ции, но может включать в себя обработку информации для подготовки и принятия орга- низационно-управленческих решений. Обрабо- танная и систематизированная информация представляется лицу, принимающему решения, декабрь 2021 – январь 2022 www.secuteck.ru Рис. 1. Общая структурная схема системы мониторинга инженерных конструкций сооружений (СМИК) Система мониторинга инженерных сооружений в контексте обеспечения транспортной безопасности Обеспечение безопасности требует развитой, устойчиво работающей системы монито- ринга состояния инженерных сооружений (СМИС). В соответствии с ГОСТ Р 22.1.12–2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений" такая система пред- назначена для автоматического мониторинга инженерно-технического обеспечения, состояния основания, строительных конструкций сооружений, технологических про- цессов, сооружений инженерной защиты и передачи в режиме реального времени информации об угрозе и возникновении ЧС 1 Шепитько Т.В. Методология выбора организационно-технологических решений при переустройстве железных дорог. Диссертация д.т.н. М., МИИТ, 2000 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw