Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 121 в наглядной или протокольной форме. Обрат- ная связь в системе мониторинга осуществляет- ся через операторскую станцию с использова- нием полевых шин или в селекторной форме. 3 подсистемы СМИС Процессы строительства и реконструкции транспортных объектов, в том числе инженер- ных сооружений, являются многофакторными и вероятностными. Они подвержены влиянию случайных факторов, вызывающих помехи в ходе работ, что делает необходимой разработ- ку и применение в системе мониторинга блока мониторинга производственной ситуации. В соответствии с ФЗ № 184 "О техническом регулировании" и ФЗ № 16 от 9 февраля 2007 г. "О транспортной безопасности", поста- новлениями Правительства РФ № 1633 от 21 декабря 2020 г. "Об утверждении требо- ваний по обеспечению транспортной безопас- ности, в том числе требований по антитеррори- стической защищенности объектов (террито- рий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства", № 2201 от 8 октября 2020 г. "Об утверждении требований по обеспечению транспортной без- опасности, в том числе требований по антитер- рористической защищенности объектов (терри- торий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспор- та" и № 969 от 26 сентября 2016 г. "Об утвер- ждении требований к функциональным свой- ствам технических средств обеспечения транс- портной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспече- ния транспортной безопасности" в состав СМИС входят три подсистемы: 1. ССП СМИС – сбор данных и передача сообщений. В режиме реального времени осу- ществляет автоматический мониторинг инже- нерно-технического обеспечения, технологиче- ских процессов, отображение на автоматизиро- ванном рабочем месте (АРМ) СМИС объекта сообщений о предаварийных ситуациях (инци- дентах), авариях, пожарах и автоматическую передачу указанных сообщений по каналам связи в центральный диспетчерский пункт. 2. СМИК – мониторинг инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений. Осуществляет в режиме реального вре- мени контроль изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооруже- ний, сооружений инженерной защиты, зон схода селей, оползней, лавин в зоне строительства и эксплуатации объекта мониторинга с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций. 3. СУКС – связь и управление в кризисных ситуациях. Обеспечивает связь и управление формирований при ликвидации последствий аварий и ЧС. На рис. 1 приведен вариант структурной схемы системы мониторинга инженерных сооружений (СМИС) на примере моста. В состав ССП СМИС инженерного сооружения должны входить: l Сервер сбора данных (сопряжения, интеграции) со специализированным программным обес- печением сбора данных от инженерных систем объекта. Обеспечивает получение информации о состоянии инженерных систем, ее обработку и формирование сообщений об инцидентах, авариях, пожарах и тревогах на объекте. l Сервер СМИС со специализированным про- граммным обеспечением. Осуществляет получение сообщений от серверов сбора дан- ных, хранит их в базе данных, конвертирует в специальный формат и передает в органы повседневного управления. l АРМ СМИС – рабочее место дежурно-диспет- черской службы объекта, на мониторе кото- рого отображаются сообщения об инциден- тах, авариях, пожарах, тревогах на объекте и регламент (инструкция) по порядку действий по каждому сообщению. l Оборудование автоматической передачи коротких сообщений (СМС). Рассылает СМС- сообщения специалистам и руководителям службы эксплуатации об угрозе и возникно- вении чрезвычайных ситуаций на объекте. l Оборудование для сопряжения с инженерны- ми системами объекта – интерфейсные моду- ли, платы мониторинга, преобразователи протоколов, контроллеры и модули ввода- вывода. Обеспечивают взаимодействие инженерных систем и СМИС на уровне физи- ческих и программных интерфейсов. l Комплекс средств связи с органами оператив- ного управления. Предназначен для органи- зации и защиты канала связи между СМИС объекта и ЕДДС, ЦУКС, включает в свой состав маршрутизаторы, межсетевые экраны. Ключевые эффекты внедрения Установка СМИС на объекте обеспечивает: 1. Предупреждение и раннее оповещение служ- бы эксплуатации о критических неисправностях в работе конструктивных элементов, инженер- ных систем, возникновении аварий, пожаров, ЧС и о других предаварийных ситуациях (инци- дентах) для их своевременного устранения на контролируемом объекте. 2. Предупреждение о возможных разрушениях несущих конструкций за счет автоматического, в режиме реального времени, мониторинга изменения их состояния. 3. Минимизация ущерба при авариях за счет оперативного реагирования экстренных служб в связи с их автоматическим оповещением о происшествиях в режиме реального времени. СМИС призвана обеспечить транспортную без- опасность за счет постоянного слежения (конт- роля) за их исправным состоянием и своевре- менного оповещения об отклонениях контроли- руемых параметров, определяющих эксплуата- ционные свойства, от нормативных значений. Она включает в себя датчики, устанавливаемые на контролируемом объекте, устройства сбора и передачи данных с датчиков, систему сбора и хранения данных, диспетчерский пункт со сред- ствами отображения и специальным программ- ным обеспечением. На рис. 2 приведен вариант установки датчиков и автоматизированной системы сбора данных на контролируемом объ- екте. Целесообразность СМИС в особых климатических условиях Применительно к объектам, располагающим- ся в арктических регионах, ответственность за обеспечение безопасности значительно воз- растает, так как в случае аварии или катастро- фы затраты на локализацию и ликвидацию последствий на порядок выше, чем в конти- нентальной части России с умеренным клима- том. С учетом геостратегических планов соз- дания Высокоширотной национальной транс- портной инфраструктуры в Арктической зоне и планируемого строительства железнодорож- ного Северного широтного хода "Салехард – Надым – Коротчаево" протяженностью 707 км с соответствующими мостовыми сооружения- ми через многочисленные водотоки по трассе необходимость разработки, установки и экс- плуатации СМИС на инженерных сооружениях для обеспечения безопасности очевидна. Соответствующие требования и регламенты к ней должны быть закреплены в нормативных документах. n www.secuteck.ru декабрь 2021 – январь 2022 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Рис. 2. Вариант установки датчиков на объекте: 1 – датчик деформации; 2 – датчик перемещения; 3 – арматурный датчик деформации; 4 – анкерный датчик силы; 5 – датчики давления в грунте; 6 – трехкоординатный акселерометр; 7 – датчики угла наклона; 8 – автоматическая система сбора данных

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw