Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 29 дартов в национальное законодательство и рас- считывают, как правило, на авось – что у них таких угроз и актов не будет. Блокирование инноваций Пандемия жестко актуализировала необходи- мость ускоренного внедрения дистанционных и бесконтактных технологий и технических средств обеспечения транспортной безопас- ности. например, технические средства обнаружения опасных биологических агентов были разрабо- таны ООО "Южполиметалл-Холдинг" совместно с институтом имени н.Ф. Гамалеи еще до пан- демии во исполнение Указа Президента Россий- ской Федерации № 97 от 11.03.2019 г. "Об основах государственной политики Россий- ской Федерации в области обеспечения хими- ческой и биологической безопасности". Однако требование Федерального закона "О транспортной безопасности" в части обяза- тельной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, не подкрепленное своевременно подзаконным актом о функциональных требованиях к таким техническим средствам, фактически уже два года блокирует внедрение важнейшей нацио- нальной российской разработки, которая пока не имеет аналогов в мире. а не имея нацио- нальной сертификации, эти технические сред- ства не могут поставляться и в другие страны. Для инновационных дистанционных и бескон- тактных технических средств обеспечения транспортной безопасности действующая систе- ма их сертификации, согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 969 от 26.09.2016 г. (а точнее – механизмы приня- тия новых требований к инновационным разра- боткам), стала тормозом в повышении уровня транспортной безопасности в нашей стране. Нужны динамичные механизмы и действия Принятие новых сертификационных требований всегда будет отставать как от быстро возникаю- щих новых угроз и изменения рисков, так и от инновационных разработок технических средств обеспечения транспортной безопасности. Поэтому очень важно в ближайшее время или разработать новые механизмы ускоренного принятия нормативных актов, содержащих сер- тификационные требования к таким разработ- кам (например, особый правовой режим), или функциональные требования должны содер- жать только целевые показатели эффективности разработок, давая разработчикам широкие воз- можности инновационных решений для раз- личных вариантов и способов достижения этих целевых показателей. Важно также на первых этапах инновационных разработок включать в требования только основ- ные ключевые показатели, чтобы не сдерживать создание новой техники чрезмерным объемом показателей, фактически тормозящих или блоки- рующих ее внедрение. Можно, как это принято, планировать дальнейшее совершенствование тех- ники в последующие периоды, с учетом накоп- ленного опыта применения базового образца. При этом система сертификации инновационных решений в сфере транспортной безопасности должна стать более динамичной, ориентирован- ной на ускоренное внедрение инноваций, а не на догматичное закрепление достигнутого, фак- тически сдерживающего развитие, и совершен- ствование технических средств транспортной безопасности в условиях новых угроз и рисков. Принцип дистанционного контроля Еще одно важное направление разработки и внедрения дистанционных технологий связано с предстоящей реализацией положений Феде- рального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Россий- ской Федерации". наконец узаконен принцип дистанционного контроля (надзора) за испол- нением обязательных требований, в том числе по транспортной безопасности. Это означает, что государственные надзорные органы, включая Федеральную службу по над- зору в сфере транспорта, начинают активно внедрять дистанционные методы государствен- ного контроля и надзора. В сфере транспортной безопасности дистан- ционные технологии контроля могут базиро- ваться на площадке центров управления транс- портной безопасности, которые, согласно нор- мативным актам, должны быть на всех основ- ных объектах транспортной инфраструктуры. Перспективы внедрения Очевидно, что острая потребность в иннова- ционных дистанционных и бесконтактных тех- нологиях и технических средствах открывает новое широкое поле деятельности для разра- ботчиков и изготовителей практически по всем видам угроз в сфере транспортной безопасно- сти. n В ноябре 2021 г. Правительство РФ приняло Транспортную стратегию Российской Феде- рации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г. По словам премьера Михаила Мишу- стина, этот документ в полной мере учитывает все поставленные президентом задачи по уско- рению социально-экономического развития страны и достижению национальных целей: "Приоритет государства – повышение качества жизни граждан. Для этого будем активно раз- вивать городской и пригородный пассажирский транспорт, чтобы люди как можно меньше вре- мени тратили на дорогу домой или на работу, а поездки были комфортными и безопасными". В соответствии с поручением президента РФ следующим шагом станет разработка плана реа- лизации Стратегии и Генеральной схемы разви- тия Единой опорной транспортной сети. Для обоснования направлений развития инфра- структуры совместно с Минэкономразвития Рос- сии и научными организациями начата разра- ботка транспортно-экономического баланса. В Стратегии учтены важнейшие мировые трен- ды, включая декарбонизацию и "зеленый" транс- порт, а также переход на новые источники энер- гии. Впервые выделен блок цифровой транс- формации в качестве важнейшего инструмента достижения целей. В правительстве уверены, что цифровизация позволит достичь снижения издержек и роста производительности труда минимум в два раза в транспортной отрасли. Доля перевозок, документы на которые оформ- ляются в электронном виде, должна вырасти до 100%. Увеличение провозной способности железнодорожных участков в экспортном направлении запланировано до 327 млн тонн. В результате воплощения целевых показателей Стратегии к 2035 г. планируется достигнуть сле- дующих результатов по транспортному ком- плексу: l ускорение перемещений несырьевых грузов в четыре раза – до тысячи километров в сутки, и это должно быть достигнуто в первую оче- редь за счет контейнерных поездов, электрон- ных документов и беспилотников; l развитие и поддержание в нормативном состоянии инфраструктуры. В связи с введением понятия Единой опорной транспортной сети в Стратегию заложена сквоз- ная идея поддержания основных фондов транс- портного комплекса в нормативном состоянии. Важно обеспечить высокую связанность и транспортную доступность всей территории страны, в том числе арктической зоны и Даль- него Востока. будут ускоренно обновляться инфраструктура и транспортный парк, прежде всего за счет отечественных моделей. Планиру- ется построить высокоскоростные магистрали для автомобильного и железнодорожного транспорта. Предстоит и масштабное обновле- ние аэродромной инфраструктуры, которое затронет свыше 100 аэропортов. В результате осуществления комплекса меро- приятий предполагается нарастить долю внут- реннего водного транспорта в совокупном гру- зообороте в два раза. Мировая практика и опыт СССР показывают существенные перспективы использования внутренних водных путей, эко- логического и эффективного водного транспор- та. В рамках Стратегии планируется обеспечить рост перевозок внутренним водным транспор- том в Российской Федерации на 4,5% ежегод- но: со 108 млн тонн в 2019 г. до 222 млн тонн, или до 2,6% от объема перевозок, без учета трубопроводного транспорта. Целью развития единой сети является достиже- ние нормативного состояния для 85% сети к 2035 г. и устранение в ней "узких мест". n По материалам www.morflot.gov.ru www.secuteck.ru декабрь 2021 – январь 2022 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Транспортная стратегия РФ до 2035 года

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw