Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 30 Николай Махутов Руководитель секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, руководитель комиссии РАН по техногенной безопасности, член-корр. РАН, д.т.н., профессор Таисия Шепитько Директор Института пути, строительства и сооружений РУТ (МИИТ), почетный транспортный строитель РФ, д.т.н., профессор Александр Пискунов Заведующий кафедрой "Мосты и тоннели" ИПСС РУТ МИИТ, д.т.н., профессор Михаил Ерофеев Заместитель директора по науке ИМАШ им. А.А. Благонравова РАН, д.т.н., профессор Владимир Балановский Ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, профессор Академии военных наук Алексей Авдонов Заместитель председателя комитета МТПП по комплексной безопасности Владимир Щербина Первый заместитель председателя ТК по стандартизации № 439 "Средства автоматизации и системы управления", к.т.н. Нина Николаева Программный директор Международного Форума "Технологии безопасности" П о данным Росстата, в РФ 30,5 тыс. желез- нодорожных мостов и 42 тыс. автомобиль- ных. анализ показывает, что необходимо в сжа- тые сроки: l разработать рекомендации и руководящие материалы, позволяющие выявить риски при- родных, техногенных деструктивных воздей- ствий и анВ; l с помощью форсайт-технологии проанализи- ровать сценарии проведения анВ; l разработать нормативную документацию, регламентирующую процесс мониторинга элементов искусственных сооружений (ИССО), типовые технические задания на разработку систем мониторинга их состоя- ния. Изучение различных аспектов поведения ИССО, исследования реакции на воздействие природного и техногенного характера, анВ или на управляющие воздействия, определе- ние степени устойчивости, оценка реализуе- мости и выявления рациональных путей раз- вития для достижения заданного уровня без- опасности и решения задач позволяют вклю- чать в контур управления ИССО предиктивное моделирование. Создание системы пред- упреждения деструктивных воздействий раз- личной природы требует внедрения принци- пиально новых форм взаимодействия пред- приятий на условиях государственно-частного партнерства. Минусы стандартов образца ХХ века недостатки традиционного подхода к разработ- ке нормативных документов (в том числе стан- дартов) в сфере безопасности ИССО включают в себя: l малофакторность характеристик; l упрощенное представление ИССО как систем; l упрощенную оценку соответствия; l предписывающие требования (для одних слу- чаев применения избыточные, для других – недостаточные); l рассмотрение системы ИССО как автономной независимой единицы ("вещь в себе", "чер- ный ящик"); l системную ошибку (предположение, что свойства ИССО как системы могут быть пол- ностью определены суммой свойств ее составляющих). Эти уязвимые места присущи и большин- ству национальных стандартов по безопас- ности, принятых в последние годы, – ТК 274, ТК 234, ТК 465 и др. Полное выполнение требований таких стандартов нисколько не гарантирует выполнение системами ИССО функций безопасности и защиту этих объектов. Новые подходы XXI века 1 Современная стандартизация в области без- опасности базируется на следующих прин- ципах: 1. Характеристики безопасности являются вто- рыми по важности характеристиками после характеристик назначения для любой продук- ции, процесса или услуги. СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь декабрь 2021 – январь 2022 www.secuteck.ru https://secret.travel/blogpics/2014.02-RUS.23-SochiRoad/LR2014.RUS.23-Sochi_road-8.jpg Совершенствование нормативных документов для обеспечения безопасности мостов, тоннелей и сооружений транспортной инфраструктуры Развитие экономики требует новых подходов к модернизации транспортной системы, поиску новых технологий и рациональных путей обеспечения национальной безопас- ности, эффективной государственной транспортной и военно-транспортной политики и создания благоприятных предпосылок для дальнейшего экономического роста. В условиях управляемого хаоса, повышения вероятности природных и техногенных воздействий, актов незаконного вмешательства (АНВ), замаскированных под воздей- ствия природного и техногенного характера, остро встает вопрос совершенствования нормативных документов для решения проблемы обеспечения комплексной (транс- портной, природной и техногенной) безопасности мостов, тоннелей и сооружений как критических объектов транспортной инфраструктуры 1 Разработки ТК по стандартизации № 439 "Средства автоматизации и системы управления" под руководством В.И. Щербины.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw