Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 31 2. Главной характеристикой безопасности систем в мире признана их функциональная безопасность, где: l функция безопасности – это функция, выпол- няемая системой безопасности (Сб), которая обеспечивает снижение риска причинения вреда и/или тяжести последствий; l функциональная безопасность Сб – состояние системы, при котором она гарантированно (с заданной вероятностью) выполняет назна- ченные функции безопасности при заданных условиях эксплуатации в заданных интерва- лах времени. 3. Для сложных технических систем принят ком- плексный системный процессный риск-ориен- тированный подход. Особенности стандартов по функциональной безопасности Сб: l использован системный комплексный про- цессный риск-ориентированный подход; l принята единая, независимо от области при- менения, мера безопасности – уровень пол- ноты безопасности (УПб); l применяется итеративный процесс анализа опасностей, оценки риска и снижения риска на всех стадиях жизненного цикла; l учитываются взаимосвязи составляющих системы и связи системы с окружением; l принимается во внимание человеческий фактор. Соблюдение требований таких стандартов гарантирует выполнение системами назначен- ных функций безопасности при заданных усло- виях эксплуатации в заданные интервалы вре- мени и обеспечивает требуемый уровень без- опасности объекта. Насущная проблема С момента вступления в силу Технического рег- ламента о безопасности зданий и сооружений (384-Фз) и по настоящее время не удается включить в перечни норм, выполнение которых обеспечивает соблюдение требований этого технического регламента, стандарты серии ГОСТ Р 53195. В связи с этим в стране по-прежнему: l проектируют и строят здания и сооружения с использованием стандартов, основанных на парадигме безопасности ХХ века, которые не гарантируют функциональную безопас- ность систем и защиту объектов; l впустую тратятся огромные средства; l критически важные объекты остаются без должной защиты. Выездные заседания рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности совместно с Институтом пути, строительства и сооружений РУТ МИИТ, а также с Комиссией Ран по техногенной безопасности отметили необходимость внедрения технологий инфор- мационного моделирования, разработки руко- водящих материалов для выявления рисков природных, техногенных воздействий и анВ, нормативной документации, регламентирую- щей процесс обследования элементов ИССО. 5 шагов к обновлению законодательной базы Одной из первых разработок в рамках сотруд- ничества ОаО "РЖД" и Ран может стать работа по обеспечению безопасности ИССО на осно- ве построения модели для анализа его пове- дения, исследования реакции на изменение обстановки (воздействия природного и тех- ногенного характера, анВ) и определения степени устойчивости, что позволит выявлять рациональные пути достижения заданного уровня безопасности. Для решения это зада- чи необходимо: 1. Формировать информационно-аналитиче- скую систему с элементами прогнозирования и моделирования на основе BIM-технологий и ГИС-систем с использованием трехмерной BIM-модели на основании облака точек, полученного путем обследования ИССО. 2. Провести оценку состояния рисков и без- опасности ИССО, анализ спектральной составляющей ИССО как стратегически и критически важных объектов (СВО и КВО). 3. Проанализировать проектные и запроект- ные (гипотетические) ситуации. 4. Выявить риски анВ, с помощью форсайт- технологии проанализировать сценарии их проведения. 5. Создать нормативную документацию, рег- ламентирующую безопасное функциониро- вание ИССО, типовые технические задания на разработку систем безопасности. Оформление новых нормативных докумен- тов ведется на основе форсайт-технологии и анализа угроз на долгосрочную перспективу с выработкой мер противодействия на базе моделирования, что позволяет изменить ресурсный подход к безопасности ИССО по остаточному принципу на человеко-ориенти- рованный и проблемно-ориентированный. новые нормативные документы обеспечи- вают возможность ускоренного и гармонизи- рованного выполнения последующих стадий работ по проектированию систем безопасно- сти и включают в себя нормы и правила про- ектирования, строительства и эксплуатации ИССО в части стратегического управления их безопасностью. В результате формируется система стандартов и технических регламен- тов, методик моделирования элементов ИССО, моделирования мер обеспечения без- опасности, рисков и угроз воздействия при- родных и техногенных факторов. Модели- руются сценарии анВ, проводимых внешни- ми и внутренними нарушителями, разраба- тываются рекомендации и типовые комплек- ты инженерных сооружений, систем и средств, технических систем и средств, аппаратно-программных комплексов обес- печения безопасности. Эта работа будет проводиться совместно с техническими комитетами по стандартиза- ции № 465 "Строительство", № 439 "Сред- ства автоматизации и системы управления", № 129 "безопасность транспортная" и учетом рекомендаций секции по безопасности и правоохранительной деятельности Экс- пертного Совета при Комитете Совета Феде- рации по обороне и безопасности. Стандар- ты и нормативные документы позволят опре- делить облик систем безопасности ИССО на всех этапах жизненного цикла, регламенти- руют использование лучших практик и доступных технологий с учетом изменяе- мости угроз, повышения уровня рисков анВ с применением тактики "домино", внутрен- них нарушителей. Что нужно изменить в нормативных документах Управление изменениями качества безопас- ности предусматривает проведение система- тического мониторинга для определения качества безопасности до реализации на практике, позволяет оценивать стратегии управления косвенными рисками и обеспечи- вать высокий уровень безопасности. Опера- тивное решение проблемы обеспечения ком- плексной безопасности ИССО и рассмотрение наряду с транспортной безопасностью и анти- террористической защищенностью также при- родной и техногенной безопасности требует внесения изменений и дополнений в поста- новления Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2201 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористиче- ской защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для раз- личных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства" и от 8 октября 2020 г. № 1633 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к анти- террористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопас- ности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодо- рожного транспорта" в части обеспечения комплексной (транспортной, природной и техногенной) безопасности ИССО. необходимо внести изменения и дополнения в постановления Правительства РФ от 26 сен- тября 2016 г. № 969 "Об утверждении требо- ваний к функциональным свойствам техни- ческих средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной серти- фикации технических средств обеспечения транспортной безопасности" для тщательного отбора систем и средств мониторинга состоя- ния ИССО, который должен производиться на основе научно обоснованных требований. номенклатура систем безопасности для обес- печения природной и техногенной безопас- ности ИССО должна включать в себя базовые системы мониторинга и постепенно наращи- ваться по мере выделения финансовых средств. Результатом станет создание единого комплекса борьбы с различными видами существующих и потенциальных угроз при- родных, техногенных факторов и анВ. новые нормативные документы призваны оказать содействие органам исполнительной власти при формировании интеллектуальной и нормативно-правовой основы для приня- тия решений в области стратегического управления устойчивым социально-эконо- мическим развитием и укрепления безопас- ности в мирное время и мобилизационный период. n www.secuteck.ru декабрь 2021 – январь 2022 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw