Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 35 К омпетенция Федерального агентства желез- нодорожного транспорта предусматривает оказание ряда государственных услуг: l аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности; l аккредитацию специализированных органи- заций, подразделений транспортной безопас- ности и аттестующих организаций; l утверждение результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры; l утверждение планов обеспечения транспорт- ной безопасности. Помимо оказания этих услуг, реализуются функ- ции ведения реестров объектов транспортной инфраструктуры, выданных свидетельств об аттестации, аккредитованных организаций. Ключевые организации, в интересах которых оказываются государственные услуги: ОаО "РЖД", аО "ФПК", ФГУП "Крымская железная дорога", метрополитены и пригородные пасса- жирские компании. Результаты работы по аттестации, аккредитации и категорированию Федеральное агентство железнодорожного транспорта выдало более 50 тыс. свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. Удовлетворены 87 заявок на получение свиде- тельства об аккредитации в качестве подразделе- ний транспортной безопасности. на железнодо- рожном транспорте также действуют 24 аттестую- щие организации, аккредитованные агентством. Внесено в реестры объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорирова- нию, почти 4,5 тыс. объектов, определены более 1,5 тыс. объектов, которым в соответ- ствии с актуальными критериями присвоены (или пересмотрены) категории по транспортной безопасности. Количество категорированных объектов метро- политена составляет 857 единиц. Реестр транспортных средств железнодорожно- го транспорта, подлежащих защите от актов незаконного вмешательства, насчитывает более 25 тыс. единиц подвижного состава. за каждым значением, внесенным в соответ- ствующий реестр, следует большая работа субъектов транспортной инфраструктуры по реализации законодательства о транспортной безопасности. Вместе с этим каждой записи реестра соответствует многочасовая работа слу- жащих Росжелдора и его территориальных управлений, связанная с анализом поступаю- щей информации и ее проверкой по установ- ленным критериям. 2 ключевых вектора развития Известно много мер и способов совершенство- вания работы специалистов Росжелдора и его территориальных управлений. Однако среди них можно выделить два главных направления, наиболее соответствующих текущему развитию в этой области, – цифровизацию и стандарти- зацию. Цифровизация Это понятие не ограничивается слепым следо- ванием за современной тенденцией. Мы отчет- ливо понимаем, в том числе на основе произве- денных опытов и экспериментов, что грамотное внедрение цифровых технологий и средств автоматизации позволяет увеличивать произво- дительность труда служащих Росжелдора и сокращать затраты времени на выполнение административных процедур в рамках оказы- ваемых государственных услуг. Переход на оказание услуг по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности пол- ностью в программной оболочке Единой госу- дарственной информационной системы обес- печения транспортной безопасности позволяет с помощью ограниченного числа госслужащих обеспечивать рассмотрение порядка 11 тыс. заявок на аттестацию ежегодно. В настоящее время реализуется цифровой экс- перимент, связанный с поступлением в Росжел- дор на рассмотрение оценок уязвимости сразу в электронной форме, в том числе путем запол- нения электронного конструктора отчета об оценке уязвимости. Вместе с тем специфика работы федерального органа государственной власти не предполагает возможности бесконечно экспериментировать и применять не предусмотренные отраслевыми и ведомственными нормативными актами тех- нологии автоматизированной обработки информации, сопровождения принятия реше- ний и др. Каждый цифровой эксперимент наря- ду с технологическими вложениями сопровож- дается кропотливой нормотворческой работой, которая ведется под руководством Министерст- ва транспорта Российской Федерации. Стандартизация накопленный опыт работы в области транспорт- ной безопасности уже дает необходимые осно- вания для формирования стандартов и правил, типовое применение которых за счет известного эффекта масштаба должно положительно ска- заться на качестве и снизить затраты на услуги в области транспортной безопасности. Федеральное агентство железнодорожного транспорта содействует развитию системы тех- нического и сметного нормирования: в течение последних трех лет проведен цикл научных исследований по этим темам и в дальнейшем соответствующие темы будут включены в планы научно-исследовательских и опытно-конструк- торских работ. большую роль в этом процессе играют ведомственные научные учреждения – вузы железнодорожного транспорта. Кроме того, сформировавшаяся социальная группа работников подразделений транспорт- ной безопасности также требует формализации в части подготовки для них профессиональных и образовательных стандартов. Образовательные стандарты Все участники отношений в области транспорт- ной безопасности стремятся к снижению затрат, однако критически важно обеспечить высокое качество выполняемой работы. Поэтому на уровне государства целесообразно задавать базовый стандарт подготовки специалиста, а также определять параметры выполняемой трудовой функции, чтобы получить универ- сальную отчетную единицу труда, достаточно специфического и напрямую влияющего на главный интерес пользователей услуг транс- порта – безопасность. Кроме того, подготовка образовательных и профессиональных стан- дартов никогда не проводится в односторон- нем порядке государственными органами. В этот процесс вовлечены объединения рабо- тодателей, профессиональные союзы и различ- ные общественные организации и инициатив- ные граждане. Мы стремимся выполнить роль инициатора этой работы для железнодорожно- го блока. n www.secuteck.ru декабрь 2021 – январь 2022 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Сергей Леонов Заместитель начальника Управления транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта Росжелдор: цифровизация и стандартизация услуг в сфере безопасности на железнодорожном транспорте и в метрополитене Основное направление деятельности Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора) – выполнение функций компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте и мет- рополитене. Росжелдором проведена аккредитация 87 подразделений транспорт- ной безопасности, категорирование 1 582 объектов и 25 698 транспортных средств ж/д транспорта. Агентство взаимодействует с 8 метрополитенами
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw