Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 38 П рофессиональное сообщество сходится во мнении, что весьма продолжительная исто- рия внедрения автоматизированных систем управления в дорожно-транспортный комплекс России получила достаточно мощный импульс развития в 10-х гг. текущего века за счет приня- тия для реализации трех самостоятельных, на первый взгляд, проектов. на каждом из них мы остановимся ниже. Профильные специалисты обожают вести жар- кие споры о предысториях создания крупных проектов в деле автоматизации, цифровизации и цифровой трансформации дорожного и транспортного комплексов. Соответствующие встречи, семинары и конференции проходят весьма увлекательно, а порой и достаточно забавно: перепалка, изобилующая специфиче- скими терминами, перебранка при формулиро- вании функциональных особенностей тех или иных систем, негодование от непринятия про- двигаемых концепций... автор настоящей статьи, впервые попав на подобное мероприя- тие (попавшийся под руку гуманитарий был направлен к технарям с задачей послушать и пересказать самое главное), первые полтора часа просидел в сомнениях, что все спикеры изъясняются на русском языке, а непонятные аббревиатуры и сплошная "тарабарщина" не позволяли понять суть происходящего. В итоге миссия была с треском провалена: осмысленно пересказать услышанное не получилось. Только после изучения терминов и определений стал понятен смысл происходящего. И вот тут началось самое интересное... Концепция "Безопасный город" Дабы не создавать почву для споров о том, с чего все начиналось, постараемся опериро- вать конкретными датами. Проще всего исполь- зовать даты утверждения нормативных право- вых актов. Одной из первых (в 2014 г.) получила норма- тивное воплощение Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "безопасный город" (распоряжение Правитель- ства РФ от 03.12.2014 № 2446-р). Ключевыми смыслами данного документа стало признание факта отсутствия единого системно- го подхода к функциональному наполнению систем безопасности населения и определение стратегической цели дальнейшей деятельно- сти – формирование комплексной многоуров- невой системы обеспечения общественной без- опасности, правопорядка и безопасности среды обитания, базирующейся на современных под- ходах к мониторингу, прогнозированию, пред- упреждению правонарушений, происшествий и чрезвычайных ситуаций и реагированию на них. Едва ли не впервые дорожно-транспортный комплекс был рассмотрен сквозь призму целей и задач обеспечения комплексной безопасно- сти, а отраслевые направления подробно рас- крыты через сегменты обеспечения безопасно- сти дорожного движения и обеспечения без- опасности на транспорте. Временными едиными требованиями к техни- ческим параметрам сегментов аПК "безопасный город" (утв. МЧС России 29.12.2014 № 14-7- 5552) комплекс средств автоматизации (КСа) "безопасность на транспорте" получил разделе- ние на три основных блока в составе 25 подси- стем. Много копий было сломано на неприступных стенах автоматизированной, цифровизирован- ной и трансформированной безопасности дорожно-транспортной системы в проекте "без- опасный город"... К сожалению, за прошедшие семь лет на терри- тории Российской Федерации успешный опыт полномасштабного внедрения аПК "безопас- ный город" представлен единичными примера- ми. Фактически реализация таких проектов выполнена в субъектах, которые озадачились вопросами автоматизации задолго до утвер- ждения Концепции и в 2014 г. входили с обширным опытом успешного решения локальных задач: мониторинга движения обще- ственного транспорта, применения инструмен- тов мониторинга дорожной обстановки, выра- ботки сценарных планов управления дорожным движением, автоматизации фиксации правона- рушений и т.д. Проект "Умный город" С 2016 г. начало активно набирать обороты обсуждение проекта "Умный город". Концепту- альными ориентирами нового проекта стали пять ключевых принципов: ориентация на чело- века, технологичность городской инфраструк- туры, повышение качества управления город- скими ресурсами, комфортная и безопасная среда, а также акцент на экономической эффек- тивности, в том числе сервисной составляющей городской среды. Дорожно-транспортный комплекс не остался за пределами внимания нового проекта и был представлен в нем разделом "Умный городской транспорт". базовые и дополнительные требо- вания к умным городам (стандарт "Умный город") были конкретизированы несколько позднее, а утверждение получили 04.03.2019 г. рукой тогда еще заместителя министра строи- тельства и жилищно-коммунального хозяйства а.В. Чибиса, а также непосредственно министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства В.В. якушева (приказ Минстроя Рос- сии от 09.12.2019 № 777/пр). Стандарты "Умный город" и "Безопасный город" на фоне детального разбора функционала отрасли во Временных единых требованиях СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь декабрь 2021 – январь 2022 www.secuteck.ru Виктор Тиховский Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Одна платформа – множество возможностей для региона Современные тренды в развитии транспортной системы Мурманской области Цифровая трансформация экономики России немыслима без автоматизации и циф- ровизации столь важной отрасли, как дорожно-транспортный комплекс. В статье рассказывается о развитии этого процесса в нашей стране и о том, как самые совре- менные технологии и решения внедряются в дорожно-транспортный комплекс кон- кретного региона – Мурманской области
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw