Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 39 к техническим параметрам сегментов аПК "безопасный город" 2014 г. (и их уточненной редакции, утвержденной Межведомственной комиссией по вопросам, связанным с внедре- нием и развитием систем аПК, от 28.06.2017 № 4516п-П4) беглое ознакомление со стан- дартом "Умный город" у многих дорожников и транспортников нашей страны вызвало опре- деленную степень негодования: шесть дорож- но-транспортных систем "Умного города" про- тив 25 подсистем "безопасного города" у любого отраслевика вызовет чувство уязвленности и толику обиды на извечных оппонентов из жилищно-коммунального сек- тора. В этом месте, наверное, стоит добавить смайлик: "противостояние" дорожно-транс- портной отрасли и ЖКХ носит условный харак- тер, а в его основе лежит множественность взаимосвязанных целей и задач. Те же дорож- ники и транспортники ведут жаркие споры, даже будучи объединены под эгидой одного федерального органа исполнительной власти, а в большей части субъектов Российской Федерации – находясь в структуре одних региональных органов. Вместе с тем более детальное изучение функ- ционала систем "Умного города" позволяет убедиться, что дорожно-транспортная состав- ляющая в нем не была ограничена в сравнении с функционалом подсистем "безопасного горо- да". Логика сохранилась прежняя: если КСа "безопасность на транспорте" предусматривал реализацию аналогичных задач внедрением отдельных подсистем, то этот же функционал обеспечивался несколькими укрупненными блоками "Умного города". например, интел- лектуальное транспортное моделирование, позволяющее анализировать маршруты дви- жения общественного и частного транспорта и оценку уровня загруженности участков транспортной сети с целью оптимизации орга- низации движения, включено в мероприятие "Цифровой двойник города" раздела "Город- ское управление". В КСа "безопасность на транспорте" все это предусматривалось не менее чем в пяти подсистемах: геоинформа- ционной системе мониторинга дорожной обстановки, подсистеме диспетчеризации и управления дорожной ситуацией, подсисте- ме мониторинга маршрутов транспортных средств, подсистеме анализа и прогнозирова- ния дорожной ситуации, подсистеме сценар- ного моделирования транспортных потоков. на самом деле укрупненное описание функцио- нальных особенностей комплексных много- уровневых автоматизированных систем не стало чем-то неожиданным: стандарт "Умный город" выступил логичным и правильным нор- мативным оформлением накопленного к 2019 г. опыта. активное технологическое раз- витие, выход на рынок новых программных продуктов, переосмысление и апробирование новых подходов к автоматизации, ярко выра- женный переход в начальную стадию эпохи цифровизации – все это укрепило понимание нецелесообразности детального нормативного регламентирования. Очередной этап развития требовал менее четких границ регулирования и предоставления определенной свободы выбора собственных траекторий движения. Проблемы реализации функционала цифровых систем Каждый новый шаг в развитии комплексных автоматизированных цифровых систем требует анализа результатов ранее реализованных меро- приятий. Практика показывает, что целевой функционал планируемой для внедрения систе- мы не всегда воплощается в жизнь. Иногда это обусловлено недостатками соответствующих программных продуктов, иногда отсутствием данных для наполнения систем, а иногда – неоднозначным толкованием используемых понятий: заказчик и подрядчик все время гово- рили одними и теми же словами, но на этапе испытаний системы оказалось, что каждая сто- рона иначе понимала значение этих слов и вдруг возникла необходимость экстренно переосмыс- лить некоторые требования, прийти к единому их пониманию и воплотить все это в соответ- ствующем продукте. В случае когда подрядчик ориентировался внедрить собственное решение, успешно применяющееся другими заказчиками, спешная доработка программного продукта тре- бует аккумулирования существенных ресурсов, а быстрые решения не всегда приводят к повы- шению его качества либо выводят на необходи- мость использования иного оборудования. Цифровизация в сфере государственного управления наиболее остро искажение коммуникации про- является в вопросах цифровизации и цифровой трансформации государственного управления. Государственные служащие мыслят собственны- ми категориями, аппарат государственного управления слишком инерционен, и всякие нововведения могут быть похоронены в пучине административных процедур, обусловленных сложными процессами межведомственного взаимодействия. В этом отношении нагляден пример истории внедрения электронного доку- ментооборота в органах государственной вла- сти РФ. Даже если исходить из того, что понятие "электронный документ" получило нормативное определение с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 227-Фз (хотя история систе- мы электронного документооборота началась гораздо раньше), спустя более 10 лет пол- ностью отказаться от приема и обработки бумажных документов государственные органы не могут. Примечательно, что такая практика сложилась во многих государствах с простой формой государственного устройства (унитар- ные государства). Поэтому несостоятельны будут выводы об излишней забюрократизиро- ванности государственного управления в Рос- сийской Федерации, относящейся к публично- правовым образованиям со сложной формой государственного устройства (федерации и конфедерации), которые по определению характеризуются некоторой самостоятель- ностью территориальных частей государства. Стоит отметить, что недостаточный уровень циф- ровых компетенций у сотрудников органов госу- дарственной власти и органов местного само- управления, отсутствие заинтересованности в переводе взаимодействия в электронный вид у всех участников такого взаимодействия опреде- лены в качестве стратегических рисков цифровой трансформации государственного управления Российской Федерации (распоряжение Прави- тельства РФ от 22.10.2021 № 2998-р). Это ука- зывает на то, что государство осознало невоз- можность императивного управления вопросами цифровизации и активно включилось в процесс подготовки квалифицированных кадров. Если провести некоторые параллели с началом XX века, то можно сформулировать описание революционности нынешней ситуации: "верхи" уже заявили, что не могут жить по-старому, а "низы" пока не понимают, чего необходимо желать в эпоху новых вызовов и в качественно иных условиях возможного реагирования на них. Что тормозит цифровую трансформацию в дорожно- транспортном комплексе? но вернемся к вопросам трансформации дорожно-транспортного комплекса. Итак, мы пережили виток детализации, затем перешли на стадию некоторого обобщения (укрупнения) взглядов на цифровую трансфор- мацию, а светлое цифровое будущее так и не наступило... Так что же тормозит процесс? Мнение автора по данному вопросу заключает- ся в том, что в течение длительного времени во главу угла ставились общие межотраслевые цели, но не непосредственное изменение отдельных отраслей. В "безопасном городе" мы действовали в интересах обеспечения безопас- ности, в "Умном городе" создавали комфортную среду обитания, но дороги и транспорт всегда оставались дорогами и транспортом. www.secuteck.ru декабрь 2021 – январь 2022 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Модуль "Цифровой двойник"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw