Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 40 Новая концепция на базе отраслевых платформенных решений С 2017–2018 гг. все чаще и чаще стал возни- кать вопрос необходимости построения отрас- левых платформенных решений, ориентиро- ванных на взаимодействие с остальными про- дуктами путем применения единых стандартов и протоколов. более детальное описание новая концепция начала получать в рамках реализа- ции национальных проектов. И наконец в 2020 г. в рамках национального проекта "безопасные и качественные дороги" цифровизация и автоматизация дорожно- транспортного комплекса получила конкретиза- цию в нормативном акте профильного феде- рального органа исполнительной власти. Речь о распоряжении Минтранса России от 25.03.2020 № аК-60-р "Об утверждении Методики оценки и ранжирования локальных проектов в целях реализации мероприятия "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек" в рам- ках федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" нацио- нального проекта "безопасные и качественные автомобильные дороги". Восемь модулей и 35 подсистем Единой плат- формы управления транспортной системой более чем детально разложили направления цифровизации и цифровой трансформации дорожно-транспортной отрасли, но главным ее преимуществом стала возможность уйти от узконаправленных задач построения каждой отдельной системы. Так, внедрение каждой дополнительной системы приносило результаты в общее платформенное решение, позволяло поэтапно развивать "витрину" единого источни- ка и адресата необходимых данных. Опыт Мурманской области в создании управления транспортной системой Очевидно, что для Мурманской области, как и для большинства субъектов Российской Феде- рации, вполне закономерен был выбор пути цифровизации дорожно-транспортного ком- плекса в соответствии с рекомендациями про- фильного федерального органа исполнитель- ной власти. В целом мы не считаем конфликтующими и взаимоисключающими проекты аПК "без- опасный город", "Умный город" или Единую платформу управления транспортной систе- мой, но полностью поддерживаем логику внедрения платформенных решений, и только путем движения сверху вниз: создаем единую платформу, поэтапно достраиваем в нее новые модули, аккумулируем весь накопленный инструментарий в отдельных подсистемах и только после этого формируем пул задач по их развитию. Мурманская область активно включилась в про- цесс цифровизации в логике построения Еди- ной платформы управления транспортной системой, учитывающей текущие результаты деятельности по реализации проектов "безопас- ный город" и "Умный город" (регион). Построение Единой платформы управления транспортной системой Мурманской области (ЕПУТС МО) в целевом составе и архитектуре, определенными распоряжением Минтранса России № аК-60-р "Об утверждении Методи- ки...", началось в апреле – мае 2020 г. с системы мониторинга передвижения общественного транспорта. Тогда активно прорабатывался вопрос о централизации на уровне региона полномочий в сфере организации регулярных перевозок и приоритетным инструментом успешного выполнения данной задачи рассмат- ривалась именно система объективного мони- торинга процесса перевозок на территории всей области. Далее, в конце 2020 г., на базе одного из оте- чественных решений непосредственно как про- граммный продукт была развернута Единая платформа управления транспортной системой Мурманской области с первым общесистемным модулем "Цифровой двойник" (ЦД). К этому времени стало очевидно, что наиболее слож- ным с точки зрения практической реализации выглядит процесс цифровизации дорожного хозяйства и дорожной деятельности. Это при- вело к необходимости формирования "скелета" единой, первично наполненной региональной базы данных объектов дорожного хозяйства. Таким "скелетом" выступил ЦД, а последующая деятельность была ориентирована наращива- нием на него "мышечной массы". Подсистемы ЕПУТС Мурманской области В рамках создания аПК "безопасный город" также реализованы некоторые дополнитель- ные подсистемы ЕПУТС, включающие специа- лизированное программное обеспечение (СПО) "Метеомониторинг", информирование участников дорожного движения и автомати- зированную систему управления дорожным движением. В 2021 г. внедрен модуль управления дорож- ными работами (УДР), обеспечивающий авто- матизацию процессов, связанных с осуществле- нием дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования. Помимо внедрения новых модулей выполнена интеграция платформы с региональной систе- мой учета и оплаты проезда в пассажирском транспорте общего пользования, организовано взаимодействие с Центром управления регио- ном, региональной платформой "наш Север". Первые результаты функционирования ЕПУТС Мурманской области Уже сегодня Единая платформа содержит наи- более полную базу данных о дорожно-транс- портном комплексе Мурманской области и передает обработанные данные в 14 внешних информационных систем. Параллельное агрегирование данных ранее внедренных региональных и муниципальных систем в единой отраслевой платформе позво- лило получить базовый функционал и других подсистем ЕПУТС. Так, на конец 2021 г. в Мурманской области в соответствии с архитектурой ЕПУТС в рамках мероприятий трех региональных государствен- ных программ фактически реализован функ- ционал шести модулей и шести подсистем. Объем расходов областного бюджета на внедрение платформы и полное исполнение всех прикладных задач проекта в течение 2020–2021 гг. составил 19,826 млн рублей. При этом совокупный эффект от внедрения одного лишь модуля управления движени- ем общественного транспорта за период 2021–2022 гг. составил 38,7 млн рублей – к оплате по государственным контрактам были приняты лишь работы, подтвержденные сред- ствами объективного контроля и не имеющие отклонений по времени выполнения от допускае- мых государственными контрактами значений. В рамках Транспортной недели 2021 г. как луч- шее решение в области цифровизации транс- порта Единая платформа управления транс- портной системой Мурманской области была номинирована на премию "Формула движе- ния". К сожалению, в число лауреатов премии мы не вошли, но стремление одержать победу в борьбе с лучшими представителями отрасли высоко подняло планку поставленных перед нами задач. Мурманская область поставила перед собой цель находиться в лидерах цифровой транс- формации и всегда открыта для обмена опытом как в вопросах решения успешных кейсов, так и в открытом диалоге о практике выхода из тупиковых, казалось бы, ситуаций. n декабрь 2021 – январь 2022 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Результаты пилотного проекта диагностической лаборатории Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw