Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 41 Ж дать ли обновления общественного транс- порта? Да, но только с одновременным внедрением интеллектуальных транспортных систем (ИТС) как инструмента контроля эффек- тивности использования новых транспортных средств и объемов транспортной работы. будет ли обеспечено движение беспилотного автотранспорта на дорогах общего пользования общей протяженностью до 100 тыс. км к 2035 г.? амбициозная задача, однако без соответствую- щей инфраструктуры (то есть ИТС) недостижи- мая. Получается, что перспективы появления ИТС на улично-дорожной сети и автомагистралях можно считать радужными и безоблачными. но так ли это? Ключевой момент в проектировании ИТС ИТС – это прежде всего сбор и обработка дан- ных о состоянии транспортной системы, управ- ление транспортным потоком и информирова- ние участников дорожного движения. Это информационное взаимодействие высокоавто- матизированного и беспилотного транспорта (ВаТС) с инфраструктурой. Обрабатываемые в ИТС потоки данных настолько велики и разнородны, что участие человека в оперативном управлении ими объ- ективно ограничено общей оценкой обстанов- ки и принятием решений по переходу на тот или иной заранее разработанный сценарий управления. Разработка сценариев управления – ключевой момент в проектировании ИТС. Они должны обеспечивать устойчивость и управляемость транспортных систем в любых условиях, при любых отклоняющих воздействиях со стороны техногенных, антропогенных и природных факторов. Выполнить данное условие можно только при проведении всех испытаний, моде- лирующих штатные и нештатные ситуации работы ИТС. Как обеспечить достоверность обстановки в сложных условиях? Традиционный подход с проведением натурных и полунатурных испытаний вряд ли можно назвать оптимальным по отношению к ИТС. Слишком различны условия, слишком сложно и дорого обеспечить достоверность управляе- мой обстановки. Действительно, как быстро и качественно выполнить программу и методику испытаний ИТС, предусматривающую проверку работоспособности и устойчивости, например, в условиях плотного тумана, ледяного дождя или массового дорожно-транспортного про- исшествия? Выход может быть найден на пути, который уже прошли разработчики сложных изделий про- мышленности на всех стадиях жизненного цикла продуктов: информационное моделиро- вание поведения сложных систем взаимодей- ствующих объектов с целью обоснования при- нимаемых решений по определению стратегии развития и оптимизации структуры таких систем. Другими словами, единая система математиче- ских и компьютерных моделей ИТС (цифровой двойник) должна проходить испытание на вир- туальном полигоне до того, как будет воплоще- на в виде программно-аппаратных комплексов, установленных на улично-дорожной сети или автодорогах общего пользования. Функции цифрового двойника нормативно-техническое регулирование ком- пьютерных моделей и моделирования в про- мышленности уже обеспечено утверждением соответствующих стандартов (ГОСТ Р 57700.22– 2020 "Компьютерные модели и моделирова- ние", ГОСТ Р 57700.37–2021 "Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники изделий. Общие положения"). В них в том числе даны определения "цифровой двойник изделия", "цифровые (виртуальные) испытания", "цифровой (виртуальный) испыта- тельный стенд" и "цифровой (виртуальный) испытательный полигон". Цифровые двойники позволят обосновывать принятые проектные решения путем провер- ки работоспособности ИТС в ходе виртуаль- ных испытаний, анализировать влияние отка- зов или сбоев подсистем на работу системы в целом. Цифровой двойник поможет опре- делить оптимальное количество датчиков, которое необходимо разместить на транс- портной инфраструктуре в соответствии с утвержденными проектами организации дорожного движения. а самое главное, вир- туальный полигон и цифровой двойник ИТС предоставят возможность организовать каче- ственную подготовку и переподготовку опе- раторов ИТС, работающих в центрах органи- зации дорожного движения, путем имитации любых ситуаций, в которых может оказаться ИТС и ее операторы, – от сложных метео- условий до компьютерных атак и отказа энер- госнабжения. Цифровой двойник ИТС также позволит без- опасно проверить готовность ВаТС интегриро- ваться в общие транспортные потоки и тем самым обеспечить требуемый уровень транс- портной безопасности эксплуатации ВаТС. Разработка стандарта для проектирования и испытаний ИТС Стандарт ГОСТ Р 57700.37–2021 действует с 1 января 2022 г. и распространяется на изде- лия машиностроения, однако на его основе может быть разработан стандарт, устанавливаю- щий требования к цифровым двойникам ИТС и виртуальным полигонам для их испытаний. Чтобы показатели Транспортной стратегии – 2030 в части внедрения ИТС и движения ВаТС по улицам и дорогам общего пользования были своевременно достигнуты, необходимо свое- временно, не позднее 2023 г., принять соответ- ствующий стандарт. Кроме того, надо не только перейти к примене- нию цифровых двойников ИТС, но и развернуть программно-технологическую платформу, кото- рая обеспечит защищенное хранение и доступ к их данным. Стандарт ГОСТ Р 57700.37–2021 рождался непросто. Технический комитет по стандартиза- ции ТК 700 "Математическое моделирование и высокопроизводительные вычислительные технологии" в течение 2021 г. провел более 30 рабочих и согласительных совещаний, на которых рассмотрено порядка 500 замечаний и предложений для доработки текста ГОСТа. Проект аналогичного стандарта для проектиро- вания и испытаний ИТС потребует широкого обсуждения с экспертами в сфере компьютер- ного и математического моделирования, информационной и транспортной безопасно- сти. Ожидается, что его формирование будет не менее насыщенным по событиям, чем рожде- ние других ГОСТов 57700-й серии. Поэтому для включения проекта в Программу нацио- нальной стандартизации на 2023 г. и даль- нейшую перспективу (ПнС-2023) предлагает- ся уже сейчас начать его обсуждение и консо- лидацию предложений от заинтересованных сторон. n www.secuteck.ru декабрь 2021 – январь 2022 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Евгений Ткаченко Руководитель отдела нормативного регулирования ООО "Цифровые решения регионов" Интеллектуальные транспортные системы: цифровые двойники на виртуальных полигонах В 2021 г. принята новая Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом до 2035 г. С учетом определенных в ней показателей и приоритетов будут продлены сроки реализации проекта "Транспортная часть комплексного плана модернизации и развития транспортной инфраструктуры" и национального проекта "Безопасные качественные дороги"

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw