Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 42 В ХХ столетии терроризм на транспорте как особый и достаточно своеобразный вид терроризма не только стал быстрее распро- страняться, но и превратился в многогранное явление современной общественной жизни, которое не может и не должно оставаться вне поля зрения статистической науки и практики 1 . Одновременно не нужно забывать, что среди всех возможных мест массового скопления людей наиболее частым террористическим актам подвергаются именно объекты транс- портной инфраструктуры, где, согласно суще- ствующей статистике, происходит до 70% всех нападений. Подобная особенность предопре- деляет необходимость повышенного внимания к транспортному терроризму как наиболее распространенной форме столь неблаговид- ной и предельно опасной общественной дея- тельности 2 . Таким образом, транспорт, являясь важнейшей составляющей экономики любого города и страны, находится в центре внимания огромно- го количества людей и нуждается в постоянной надежной системе мер по обеспечению без- опасности. Комплекс защитных мер Система мер по обеспечению безопасности подразумевает применение различных инстру- ментов защиты, которые созданы государством и конкретными транспортными предприятиями. Такими инструментами могут быть: l бюрократические меры, выражающиеся в создании организационно-распорядитель- ных мер по защите объекта или транспортно- го средства; l инженерные средства, установленные в зави- симости от архитектурно-планировочных решений; l технические средства, позволяющие авто- номно обеспечивать защиту объектов транс- порта; l физическая охрана, способная использовать человеческий фактор, порой играющий решающую роль для безопасности. При этом крайне важно помнить о том, что какие бы меры защиты ни были созданы сегодня, завтра они могут потерять свою актуальность, поскольку процесс развития технологий является непрерывным, а значит, с совершенствованием инструментов защи- ты объектов транспорта могут совершен- ствоваться и инструменты их разрушения. Данная закономерность приводит к необхо- димости создания условий для устойчивого развития описанной выше системы безопас- ности. Устойчивое, то есть гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное), развитие – это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического прогресса, развитие личности и институциональные изме- нения согласованы друг с другом и укрепляют современный и будущие потенциалы для удов- летворения человеческих потребностей и устремлений 3 . Бюрократические меры В современной России очень остро стоит вопрос эффективности функционирования государст- венного аппарата. Конечно, чиновничество как социальный класс всегда играло важную роль в жизни российского государства, но именно в эпоху социальных и экономических перемен и кризисов к бюрократии всегда было прикова- но особое внимание 4 . Сегодня под понятием "бюрократия" большин- ство людей понимают некий механизм удовле- творения своих потребностей, подразумеваю- щий четкий формализм и включающий в себя большое количество этапов, для прохождения каждого из которых требуется бесчисленное множество требуемых документов. Транспортная отрасль – одна из самых зарегу- лированных. Каждый вид транспорта имеет как общие, так и частные требования законодатель- ства по защите своих объектов и транспортных средств. Именно эти требования определяют наличие на объекте: l сектора свободного доступа (куда может попасть любой человек после прохождения процедуры досмотра); l перевозочного сектора (куда может попасть только досмотренный пассажир с билетом); l технологического сектора (куда может попасть только работник объекта). Все секторы относятся к зоне транспортной без- опасности и обозначаются специальными таб- личками. Однако наибольшую значимость среди бюро- кратических мер все же представляет собой план обеспечения транспортной безопасности, состоящий из различных порядков, инструкций и регламентов, которые и определяют всю систему безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Инженерные средства Комплексный подход к обеспечению эффектив- ной защиты объекта предполагает возможность развития существующей или разрабатываемой СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь декабрь 2021 – январь 2022 www.secuteck.ru Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции Дорогомиловский железнодорожный мост и Москва-Сити Современные инструменты защиты объектов транспорта На протяжении последних десятилетий объекты транспорта являются источником повышенной опасности для здоровья и жизни людей в силу своей привлекательности для различного рода нарушителей. Речь не только об угрозах террористического характера, но и о всевозможных проявлениях актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса. В статье мы поговорим о современных инструментах защиты транспорта от внешних угроз и рассмотрим их эффективность в общей системе мер обеспечения безопасности www.hilti.ru 1 Горбунов Ю.С. Журнал российского права. http/ /juristlib.ru . 2 Карманов М.В., Кузин С.И. Особенности статистической характеристики терроризма на транспорте // Вестник университета. 2018. № 2. С. 147–152. 3 Сухов Ф.И., Попов В.Г., Боландова Ю.К., Асманкин Е.Г. Управление безопасностью и культура безопасности на транспорте // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2019. № 4. С. 611–619. 4 Щелоков К.С. К вопросу о бюрократизме в России // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6. С. 247–249.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw