Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 43 системы безопасности путем расширения и совершенствования отдельных элементов ее частей, а также добавления новых подсистем 5 . К одной из таких подсистем безопасности можно отнести инженерные средства, пред- назначенные для принятия мер по недопу- щению несанкционированного проникнове- ния и совершения актов незаконного вмеша- тельства. Инженерные средства должны учитывать архи- тектурно-планировочные решения конкретного объекта, технические и технологические харак- теристики объекта транспортной инфраструкту- ры (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации), а также организацию эксплуатации (функцио- нирования). Если рассматривать инженерные средства в сфере транспорта, то к таковым можно отнес- ти заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзовые камеры, досмотровые эстакады, запорные устройства. Технические средства В условиях все более нарастающего прессинга угроз различного (в том числе террористиче- ского) характера вопросы создания надежных систем физической защиты критически важных, потенциально опасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей приобретают особую значимость 6 . на объектах транспорта к ним относятся техни- ческие системы и средства: l сигнализации; l контроля доступа; l досмотра; l видеонаблюдения; l интеллектуального видеонаблюдения; l видеозаписи; l аудиозаписи; l связи, приема и передачи информации; l оповещения; l сбора и обработки информации. Перечисленными средствами и системами обо- рудуются периметры охраняемых зон, охраняе- мые здания, сооружения и помещения, а также контрольно-пропускные пункты. В наше время стремительного развития техно- логий технические средства физической защи- ты занимают, пожалуй, ведущее место в обес- печении безопасности объекта, являются важ- нейшим инструментом в системе защиты транспорта от внешних угроз актов незаконного вмешательства. Именно технические средства охраны, их качество и функциональные воз- можности, количество и охват охраняемой тер- ритории формируют вокруг себя иные меры (инструменты) по обеспечению безопасности. Предупреждение террористических актов на транспорте заключается в проведении эффек- тивных мероприятий по усилению охраны важных объектов (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других мест транс- портной инфраструктуры, так как они чаще всего являются объектами атак террористов). Совершенствование механизма нормативного регулирования требует внедрения самых современных технических средств контроля и защиты, что автоматически подразумевает увеличение ассигнований на подобные цели, разработку и реализацию программ подготов- ки спецподразделений по обеспечению без- опасности на транспорте и объектах транс- портной инфраструктуры 7 . Физическая охрана Охрана объекта – это деятельность компетент- ных органов (организаций), осуществляемая в целях обеспечения состояния защищенности охраняемого объекта и направленная на пред- упреждение (профилактику) противоправных посягательств в отношении него 8 . несмотря на то что технические и инженерные средства защиты объекта играют крайне важ- ную роль, исключать человеческий фактор из системы безопасности совершенно нельзя. Сегодня объекты транспорта охраняют аккреди- тованные Росавтодором подразделения транс- портной безопасности либо частные охранные организации. Многие технические средства, в том числе интеллектуальные системы безопасности, нуж- даются в своевременном обслуживании, про- фессиональном эксплуатировании и принятии мер по реагированию на тревожные сигналы срабатывания при возникновении нештатной ситуации на объекте. Чего не хватает Обобщая перечисленные современные инстру- менты защиты транспорта от внешних угроз актов незаконного вмешательства, стоит отме- тить, что одним из важнейших аспектов успеш- ной и надежной защиты объекта является пра- вильная интеграция всех процессов в единый комплекс. баланс всех подсистем безопасности становится главным залогом успеха при защите объекта, ведь перекос в какую-либо сторону развития безопасности может привести к возникновению уязвимых участков, создать причины и условия для совершения акта незаконного вмешатель- ства, в том числе террористического характера, и нарушению работы всего предприятия. Многими работниками транспортных компаний остро ощущается недостаточность научно-прак- тических подходов, методик, моделей для ана- лиза защищенности своего предприятия и при- менения научно обоснованных решений в осу- ществлении антитеррористической защищенно- сти. Ведь для выявления слабых участков, оцен- ки качества и дальнейшего устранения выявленных недостатков важен постоянный ежегодный мониторинг и аудит системы без- опасности предприятия. Вектор развития От бесперебойного, качественного, планомер- ного, управляемого, безопасного перевозочно- го процесса зависит развитие других направле- ний хозяйственной и социальной деятельности, осуществляемой как на территории страны, так и за ее пределами. По праву транспорт России можно назвать системообразующей отраслью 9 . В чем же заключается специфика транспортного комплекса, которая характеризует объекты, подвергающиеся противоправным проявле- ниям? Во-первых, это большая протяженность и нали- чие большого количества объектов транспорт- ной инфраструктуры. Во-вторых, это огромный пассажиро- и грузо- поток. В-третьих, объекты транспорта имеют такие особенности, как массовость, интенсивность движения, а также доступность посещения. Если принять к сведению все названные угрозы, мы приходим к выводу о том, что происходит рост угроз совершения актов незаконного вме- шательства. Следовательно, уровень обеспече- ния транспортной безопасности снижается 10 . В этой статье были рассмотрены современные инструменты защиты транспорта от внешних угроз актов незаконного вмешательства. Дан- ный перечень не является исчерпывающим. Однако он важен как для работников, обес- печивающих безопасность объектов, так и для руководителей транспортных предприятий, поскольку реализация всех указанных мер тре- бует значительных финансовых затрат. Объекты транспорта и дальше будут являться источником повышенной опасности для здо- ровья и жизни людей, а также привлекательной целью для реализации угроз противоправных посягательств. Противостоять таким угрозам – непростая задача как для работников, обес- печивающих безопасность объектов транспор- та, так и для государства в целом. Причиной тому служит стремительное развитие науки и техники, которые могут быть направлены не только на защиту, но и на разрушение. Однако данная задача вполне выполнима. n www.secuteck.ru декабрь 2021 – январь 2022 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь 5 Рыжова В.А. Основные аспекты реализации инженерно-технической безопасности объекта // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2012. С. 1–8. 6 Куделькин В.А. Алгоритм подбора технических средств системы физической защиты объектов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. № 6 (2). С. 577–581. 7 Левин А.О. Предупреждение террористических актов на транспорте // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 114–117. 8 Серегин Ю.В. Понятия безопасности, защиты, охраны, антитеррористической защищенности объектов // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 3. С. 246–257. 9 Зайкова С.Н. Транспортная безопасность в Российской Федерации: понятие и система // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 3 (140). С. 81–92. 10 Агаркова Н.А. Особенности транспортной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2021. С. 132–137. Интегрированная система безопасности www.pbs.twimg.com Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw