Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 48 Т ранспортная модель – это упрощенное опи- сание процесса формирования транспорт- ных (легковой, грузовой, транспорт общего пользования и транспорт, осуществляющий перевозки по заказу) и пассажирских потоков в транспортной системе (улично-дорожная сеть и сеть маршрутного транспорта) при помощи математических формул и алгоритмов. Практическая значимость Моделирование транспортных процессов при- меняется на всех этапах градостроительного проектирования, от документов стратегического планирования до проектов размещения дорож- ной разметки и знаков организации дорожного движения. Практическую значимость транспортные моде- ли имеют в проектах территориального плани- рования и планировки территорий, когда определяются функции и границы планиро- вочных зон, расположение и состав объектов. на этих стадиях контролируется баланс объе- мов строительства жилья, объектов социаль- ного обслуживания, производственного, делового и досугового назначения, а также просчитываются возможности транспортной системы. Моделирование транспорта также формирует исходные данные для экологических и социаль- но-экономических прогнозов. Именно по этой причине к расчетам необходимо применять хотя бы минимальные требования. Транспортные модели в теории и на практике В зависимости от стадии проектирования транс- портное моделирование должно обладать соот- ветствующей степенью детализации. Так, на этапе разработки документов стратеги- ческого планирования формируются модели, описывающие самые общие процессы. По мере уменьшения размеров рассматриваемой терри- тории применяются все более детализирован- ные схемы. Все разноуровневые модели долж- ны иметь связь и преемственность между дан- ными. Результаты расчетов моделей верхнего уровня должны передаваться в проекты, сле- дующие за ними. В реальности транспортные модели на всех уровнях связаны весьма условно. Все они используют свои наборы исходных сведений и различную логику. Отсутствуют требования к качеству транспортных моделей, нет контроля результатов моделирования. Международный опыт Исследование зарубежного опыта показало отсутствие в международной практике единого подхода к организации процесса моделирова- ния. В Лондоне, к примеру, используется единая модель транспортной системы, доступная широкому кругу лицензированных специали- стов, работающих в аккредитованных органи- зациях. Работа с моделями Сиднея и нью-Йорка является государственной монополией. Существуют и другие подходы, но о них меньше известно, поскольку они мало представлены в открытых источниках информации. 4 шага расчета транспортного спроса несмотря на различия между изученными при- мерами, международный стандарт выделяет четыре контрольные точки, в которых необхо- димо проводить калибровку модели: l Шаг 1. Расчет общего объема передвижений (на основе социологических исследований цепочек передвижений). l Шаг 2. Расчет числа передвижений между транспортными районами (матрицы коррес- понденций от сотовых операторов только для проверки, из каких районов какие совер- шаются передвижения в модели). l Шаг 3. Структура использования транспорта (выбор способа передвижения на основе обобщенных затрат с учетом возвратного передвижения). l Шаг 4. Распределение по путям в транспорт- ной сети с учетом корректного расчета скоро- стей на элементах сети (загрузка улиц, дорог и маршрутного транспорта). СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь декабрь 2021 – январь 2022 www.secuteck.ru Леонид Барышев Начальник отдела научных исследований транспортной инфраструктуры и моделирования ГАУ "НИ и ПИ Градплан города Москвы" Рис. 1. Создание и калибровка базовой модели Унификация методов транспортного моделирования Действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие разработку гра- достроительной документации, руководствуются принципом устойчивого развития. Ключевым условием здесь является формирование сбалансированной застройки и эффективно функционирующей транспортной инфраструктуры. Для достижения обозначенных целей особое значение приобретает проведение оценки уровня транс- портного обслуживания территорий, выбросов от автомобильного транспорта и учета социально-экономических эффектов от изменения транспортного спроса. Все эти задачи решаются с использованием методов компьютерного транспортного моде- лирования
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw