Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2021

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 49 Следует предъявлять требования к алгоритму расчетов и структуре транспортного спроса, формировать банк данных поддержки транс- портного моделирования, включающий в себя, кроме исходных данных, результаты моделиро- вания. Такие меры позволят заложить основу унификации процесса, повысить логическую связность проектирования в части транспорта. Методика качественного моделирования Способ организации моделирования транспорт- ного спроса, созданный на основе определения перечня требований, позволит обеспечить еди- нообразие подходов, контроль результатов и при этом не ограничит использование совре- менных алгоритмов. Для гарантирования качественного процесса моделирования необходимо наладить систему мониторинга и регулярного сбора исходных данных, а также задать значения калибровочных показателей с предъявлением требований как по их точности, так и по технологии проведения процедуры. Именно калибровка и валидация модели должны стать основой оценки качества. Калибровка модели Калибровка модели осуществляется путем варь- ирования значений параметров формул и алго- ритмов и необходимого уточнения исходных данных с целью уменьшения расхождения между расчетными и фактическими данными. Точность модели оценивается степенью откло- нения расчетных и фактических данных, полу- ченной в ходе калибровки (рис. 1). При калибровке нельзя ограничиваться массо- вой выборкой значений интенсивности транс- портных и пассажирских потоков. Такой подход не дает представления, насколько хорошо реа- лизована транспортная модель. необходимо сравнивать расчетные и измеренные значения на всех этапах моделирования. Проверку матрицы передвижений часто не проводят по объектив- ным причинам, ведь получить достоверные дан- ные о начальных и конечных точках передвиже- ния населения в современных условиях очень сложно. Проблема и в ограничениях доступа к данной информации, и в ее отсутствии. Современный уровень развития систем автома- тического контроля платежей позволяет полу- чить большой объем данных о пассажирских перевозках на общественном транспорте, но получить информацию о числе автомобильных передвижений, и тем более пеших, очень слож- но. Это еще одна проблема, которую призван решить единый источник информации. Валидация модели Хорошая калибровка еще не гарантирует каче- ства прогноза. Для этого необходимо проводить валидацию моделей одним из двух способов: 1) моделирование ретроспективного варианта градостроительного развития и сравнение рас- четных данных с ретроспективными фактиче- скими данными; 2) прямая проверка точности прогноза сравне- нием произведенного ранее расчета с фактиче- скими данными, полученными после реализа- ции соответствующего проекта. Во многих случаях валидация исключена из-за отсутствия системы мониторинга, однако без валидации сложно рассчитывать на правильный прогноз. но для того, чтобы решить эту пробле- му, не хватит одного банка данных. нужна постоянно действующая система мониторинга, в архиве которой уже накопилось достаточно информации для анализа. Целесообразно соби- рать статистику по всем показателям оценки эффективности организации дорожного движе- ния, транспортного обслуживания, загрузки улично-дорожной сети и т.д. Такая статистика нужна для проверки изменений показателей в жизни и в модельном расчете. Контрольные данные Для контроля корректности расчетов необходи- мо собирать контрольные технические данные, такие как матрицы корреспонденций (передви- жений), различные затраты, время движения, коэффициенты расщепления и т.д. Рекоменду- ется всегда использовать 2-уровневый подход: 1. Локальные показатели (картограммы для транспорта общего пользования и индивиду- ального транспорта). 2. Системные показатели (общие таблицы по городу и по административным районам). При наличии таких сведений всегда можно проверить достоверность калибровки и расчет- ных показателей. Формирование транспортных районов Дополнительно следует вырабатывать рекомен- дации по формированию транспортных рай- онов: их числа, размеров, функционального наполнения и прочих характеристик. Описание транспортного района должно соответствовать структуре транспортного спроса, заложенного в модель. Данная структура включает все типы передвижений, которые составляют весомую долю в общем числе передвижений. Важно учитывать, что передвижения связаны в цепоч- ки. Общий баланс всех отправлений и прибы- тий за сутки должен быть сохранен. Система документации на основе рекомендованной методики созда- ния и использования транспортных моделей, учитывающей минимальные требования пред- ставления исходных данных, необходима раз- работка комплекта документации, состоящего из руководств для специалистов и регламентов сбора данных. необходимой составляющей внедрения методических рекомендаций являет- ся банк данных поддержки транспортного моделирования. Разработанные методические рекомендации позволяют сохранить индивидуальный подход к выбору формул и алгоритмов на каждом шаге схемы при условии выполнения минимальных рекомендаций. Такой подход позволит не ограничивать использование более сложных и детализированных моделей. В будущем это даст возможность профессио- налам, работающим в области транспортного планирования, пользоваться результатами транспортного моделирования на всех уров- нях проектирования с минимальными затра- тами, причем как финансовыми, так и времен- ными. n www.secuteck.ru декабрь 2021 – январь 2022 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Рис. 2. Создание и валидация прогнозной модели Рис. 3. Методика создания и использования транспортных моделей

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw