Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 106 О чевидно, что решение этой актуальной и амбициозной задачи должно строиться на основе имеющегося отечественного, зару- бежного и международного опыта создания и реализации различных государственных систем управления системами безопасности. наиболее продвинутой и отработанной в настоящее время является международная система управления обеспечением авиацион- ной безопасности, разработанная Междуна- родной организацией гражданской авиации (ИКаО). В основе построения этой системы безопасно- сти лежат стандарты и рекомендуемая практи- ка ИКаО, глобальный план обеспечения авиа- ционной безопасности, заявление о глобальном контексте риска в области авиационной без- опасности и универсальная программа прове- рок по авиационной безопасности всех 193 государств – членов ИКаО. Критические элементы системы Формирование такой комплексной системы, как правило, опирается на принцип обязатель- ного наличия в государстве восьми критических элементов (КЭ): l КЭ-1: законодательство по безопасности; l КЭ-2: государственные программы и норма- тивные правовые акты по безопасности; l КЭ-3: полномочные органы государства по безопасности и их обязанности; l КЭ-4: квалификация и подготовка персонала по безопасности; l КЭ-5: обеспечение техническими средствами, рекомендациями и критически важной для безопасности информацией; l КЭ-6: обязательства по сертификации и утверждению (одобрению); l КЭ-7: обязательства по контролю качества (контролю и надзору); l КЭ-8: решение проблем в сфере безопасно- сти (корректирующие действия). Целесообразно рассмотреть создание такой ком- плексной государственной системы управления транспортной безопасностью в условиях новых угроз и рисков, возникших в современных реа- лиях и потенциально возможных в быстро меняющейся международной обстановке. Законодательство по безопасности В части КЭ-1 в Российской Федерации имеются базовый закон по обеспечению транспортной безопасности – Федеральный закон "О транс- портной безопасности" и ряд других федераль- ных законов, устанавливающих государствен- ные требования по борьбе с терроризмом и ответственность за неисполнение обязательных требований по безопасности, согласно Уголов- ному кодексу и Кодексу об административных правонарушениях. Кроме того, некоторыми указами Президента Российской Федерации также установлены тре- бования безопасности, например это Указ "Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности". Вместе с тем необходимо также учитывать тре- бования по безопасности, содержащиеся в раз- личных многочисленных ратифицированных Российской Федерацией международных кон- венциях, соглашениях и стандартах, имеющих статус законодательного акта. При этом важно сохранить в нормативных актах терминологию (возможно, как синоним), при- нятую в международных документах и стандар- тах, например "авиационная безопасность" и "морская безопасность". Действуют также базовые федеральные законы "О государственном и муниципальном контроле (надзоре)" и "Об обязательных требованиях", которые фактически устанавливают государст- венный механизм непрерывного мониторинга, контроля, надзора и профилактики нарушений обязательных требований безопасности. необходимо, чтобы в современных условиях быстро меняющихся и вновь возникающих угроз и рисков была законодательно обеспече- на и ускоренная разработка, и ускоренное при- нятие законодательных актов проактивной направленности, реально "заточенных" на пред- упреждение опасных последствий новых угроз и рисков. Государственные программы и нормативные правовые акты по безопасности В части КЭ-2 в Российской Федерации имеется положительный опыт разработки и реализации Комплексной программы обеспечения безопас- ности населения на транспорте, но ее действие завершено. Очевидно, что в настоящее время требуется разработка аналогичной комплексной програм- мы обеспечения безопасности населения на транспорте на период до 2030 г. в рамках национальных целей развития России, обозна- ченных в соответствующих указах Президента Российской Федерации. Однако в стандартах ряда международных орга- низаций уже предусмотрена необходимость декабрь 2023 – январь 2024 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Владимир Черток Советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, национальный координатор в Российской Федерации и официальный эксперт по авиационной безопасности Международной организации гражданской авиации Вопросы транспортной безопасности обсуждаются на Форуме "Технологии и Безопасность" О необходимости создания государственной системы управления транспортной безопасностью О необходимости создания государственной системы управления транспортной без- опасностью (защита от актов незаконного вмешательства, включая террористические угрозы) высказался заместитель начальника Управления Администрации Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета РФ Александр Алексеевич Юрчик на отраслевой конференции "Транспортная безопас- ность: устойчивость к современным угрозам", проведенной в рамках Международ- ного форума и выставки "Транспорт России" (Транспортная неделя – 2023)

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw