Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 107 наличия в государствах ряда типовых националь- ных программ по безопасности на транспорте. например, стандарты ИКаО требуют наличия во всех государствах четырех обязательных национальных программ: l национальной программы по авиационной безопасности; l национальной программы по контролю каче- ства (по контролю и надзору); l национальной программы по подготовке пер- сонала; l национальной программы по упрощению формальностей. Разработка некоторых из этих программ уже законодательно закреплена в Федеральном законе "О транспортной безопасности". Однако, учитывая возникшие в последнее время существенные изменения в логистике перевозки пассажиров и грузов (на территории крупных транспортных предприятий, как прави- ло, действует несколько видов транспорта), необходимо формировать именно комплекс- ные программы обеспечения безопасности. Основные нормативные положения в сфере транспортной безопасности изложены как в отдельных постановлениях Правительства России по видам транспорта, так и в целом ряде постановлений по отдельным организацион- ным и процедурным вопросам. Особое место в системе нормативных положе- ний занимают федеральные правила и ведом- ственные приказы Минтранса России, выстраи- вающие целые системы подзаконных норматив- ных правовых актов в сфере транспортной без- опасности. И здесь тоже необходимо максимально уско- рить работу по их совершенствованию для реального учета новых угроз и рисков безопас- ности на транспорте. Полномочные органы государства по безопасности В части КЭ-3 в России принята традиционная схема разделения властных полномочий между государственными органами на транспорте: l Министерство транспорта России – регулятор, разработчик законодательных и подзаконных нормативных правовых актов; l Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет государственные функции по контролю, надзору и инспектор- скому реагированию за соблюдением обяза- тельных требований безопасности; l федеральные агентства по видам транспорта предоставляют государственные услуги пред- приятиям транспортного комплекса. Конечно, в России есть еще целый ряд госу- дарственных органов и ведомств, осуществляю- щих отдельные полномочия в сфере обеспече- ния транспортной безопасности, закрепленные за ними соответствующими законами и други- ми нормативными правовыми актами. Подготовка персонала по безопасности В части КЭ-4 в России выстроена четкая система квалификационных требований и подготовки персонала, работающего в сфере транспортной безопасности в государственных организациях и транспортных предприятиях. Важнейшим элементом этой системы является периодическая аттестация персонала, органи- зация и методология проведения которой регу- лируются соответствующими нормативными документами. новым и чрезвычайно актуальным направлени- ем работы с персоналом стало активное про- движение так называемой культуры безопасно- сти как неукоснительного соблюдения всей совокупности связанных с безопасностью норм, ценностей, установок и предположений, прису- щих повседневной деятельности организаций и непосредственно отражающихся в действиях и поведении всех подразделений и всего пер- сонала организаций. Обеспечение техническими средствами В части КЭ-5 в Российской Федерации разраба- тываются, производятся и поставляются на объ- екты транспортной инфраструктуры и на транс- портные средства все виды специальных техни- ческих средств, применяемых при обеспечении транспортной безопасности. Учитывая значительные финансовые трудности предприятий в том, что касается приобретения новых технических средств, целесообразно на законодательной основе создать специальную систему государственного субсидирования централизованной закупки и последующего льготного лизинга предприятиями технических средств и оборудования для обеспечения транспортной безопасности. Функционирует единая государственная информационная система обеспечения транс- портной безопасности, которая совсем недавно получила новые полномочия по аналитической обработке информации. В целях оперативного получения и реагирова- ния на критически важную для безопасности информацию в Федеральной службе по надзо- ру в сфере транспорта круглосуточно действует автоматизированный центр контроля и надзора за безопасностью на транспорте. на его базе также круглосуточно функционирует Координа- ционный центр по авиационной безопасности, входящий в международную систему граждан- ской авиации из 142 аналогичных центров с горячими линиями связи. Обязательства по сертификации В части КЭ-6 в России действует государствен- ная система сертификации оборудования для обеспечения транспортной безопасности, вклю- чающая уполномоченные органы, правила и порядок сертификации, а также функцио- нальные требования к оборудованию. Растущие угрозы и риски требуют быстрой разработки и внедрения инновационного оборудования и технологий в сфере безопас- ности, что также требует и новых подходов к ускорению и упрощению процесса серти- фикации. И конечно, разработчики оборудования очень заинтересованы в таких функциональных тре- бованиях к оборудованию, которые дадут про- стор их творчеству и не будут сдерживать новые разработки и усовершенствования, направлен- ные на повышение эффективности технических средств и технологий. Обязательства по контролю качества В части КЭ-7 в России 20 лет назад был создан единый государственный орган контроля и над- зора за безопасностью на транспорте – Феде- ральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Полномочия Ространснадзора установлены федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации и вклю- чают в себя весь спектр мониторинга, контроля, надзора, инспекторского реагирования и про- филактики нарушений обязательных требова- ний безопасности. Идет работа по цифровизации, использованию искусственного интеллекта и методов дистан- ционного автоматизированного контроля в сфере безопасности. Весь функционал контроля и надзора за обес- печением транспортной безопасности ложится на федеральных государственных инспекторов центрального аппарата и восьми межтеррито- риальных управлений Ространснадзора в феде- ральных округах Российской Федерации. Ежегодно государством устанавливаются пока- затели повышения безопасности на транспорте, а фактически – снижения числа погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях на транспорте. Решение проблем в сфере безопасности В части КЭ-8 в Российской Федерации эффективно используются результаты право- применительной практики в сфере безопас- ности на транспорте, имеющейся в Ространс- надзоре, которая и становится базой для кор- ректирующих действий по всем критическим элементам государственной системы мер по обеспечению транспортной безопасности, от КЭ-1 до КЭ-7. Среди основных инструментов обоснования необходимости определенных корректирующих действий находятся предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требова- ний и предостережения о недопустимости нару- шения обязательных требований безопасности. Приемлемый уровень исполнения субъектами контроля и надзора выданных Ространснадзо- ром предписаний и предостережений ежегодно устанавливается государством. Выводы В целом можно отметить наличие в России фрагментов всех обязательных для государства критических элементов для формирования Комплексной государственной системы управ- ления транспортной безопасностью. Вместе с тем необходимость документального оформления, возможно и на законодательном уровне, именно Единой комплексной госу- дарственной системы управления транспорт- ной безопасностью просто назрела, особенно в условиях новых очевидных угроз и рисков в сфере обеспечения транспортной безопас- ности. n www.secuteck.ru декабрь 2023 – январь 2024 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw