Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 108 В рамках проекта "Транспортная безопас- ность" Торгово-промышленной палаты Рос- сийской Федерации с участием представителей РУТ (МИИТ) и анО "ЩИТ" продолжается работа по созданию единого (сквозного) профессио- нального стандарта для работников подразде- ления транспортной безопасности с учетом тре- бований нового постановления Правительства РФ от 10.04.2023 № 580 "О разработке и утверждении профессиональных стандартов" (вместе с Правилами разработки и утвержде- ния профессиональных стандартов), решения- ми национального антитеррористического комитета от 13.06.2023 г. и поручениями пре- зидента РФ по итогам проведения Президиума Госсовета от 21.09.2023 г. С 2007 г. в России начала формироваться система транспортной безопасности. Важней- шим элементом системы является Федераль- ный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-Фз "О транспортной безопасности" (закон № 16-Фз), нормативные правовые акты Правительства РФ и Минтранса России. Однако важную проблему – создание профессии (специ- альности) должностей для работников сил обеспечения транспортной безопасности, в том числе для подразделений транспортной безопасности, пока решить не удалось. наи- более серьезно эта проблема проявлялась в силу двойного законодательного регулиро- вания на воздушном транспорте гражданской авиации. Дублирование требований в сферах авиационной и транспортной безопасности В рамках законодательства в области воздуш- ного транспорта в России в 1997 г. была созда- на система авиационной безопасности – сово- купность правовых и организационных мер в области гражданской авиации. В 2007 г. появился закон № 16-Фз. Указанные системы (транспортной и авиационной безопасности) приводили к дублированию требований зако- нодательства по обеспечению транспортной и авиационной безопасности в целях достиже- ния одной и той же цели – защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта от актов неза- конного вмешательства (анВ). В частности: l определение организаций, юридических лиц, осуществляющих защиту воздушного транс- порта от анВ; l установление соответствия организаций, юридических лиц, осуществляющих защиту воздушного транспорта от анВ, установлен- ным требованиям; l проведение аттестации физических лиц при отсутствии профессии (специальности и должностей), непосредственно связанных с защитой воздушного транспорта от анВ, а также с ограничениями, установленными для физических лиц, непосредственно связан- ных с защитой воздушного транспорта от анВ; l подготовке специалистов (персонала), непо- средственно связанных с защитой воздушного транспорта от анВ; l определение требований по защите воздуш- ного транспорта от анВ, а также досмотровых мероприятий на воздушном транспорте в целях защиты от анВ; l разработке и утверждении документов субъ- ектов транспортной инфраструктуры воздуш- ного транспорта, определяющих меры по защите от анВ. Проблемы были настолько серьезными, что для выработки предложений по исключению выявленного дублирования распоряжением Минтранса России от 02.05.2017 № нз-72-р была создана межведомственная рабочая груп- па по гармонизации законодательных норм по обеспечению транспортной и авиационной без- опасности, в состав которой вошли представи- тели федеральных органов исполнительной власти и авиационного сообщества. Защита ОТИ гражданской авиации от АНВ – рекомендации экспертов Специалистам и экспертам понадобилось более четырех лет, чтобы принять обоснован- ное решение о том, что защиту ОТИ граждан- ской авиации от анВ необходимо осуществ- лять в рамках законодательства о транспорт- ной безопасности. По итогам работы были выработаны рекомендации по исключению из Воздушного кодекса РФ (ВК РФ) понятия "авиационная безопасность", а главу XII "авиа- ционная безопасность" было рекомендовано признать утратившей силу. В качестве отсы- лочной нормы ВК РФ предлагалось дополнить ссылкой, что защита ОТИ гражданской авиа- ции от анВ должна осуществляться в соответ- ствии с законодательством о транспортной безопасности. С 2021 г. обсуждение указанной проблематики велось в рамках законодательства о транспорт- ной безопасности и законопроекта о правовом регулировании защиты гражданской авиации от анВ по следующим вопросам: l обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах воздушного транс- порта с учетом стандартов Международной организации гражданской авиации в сфере защиты гражданской авиации от анВ; декабрь 2023 – январь 2024 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Сергей Лисин Руководитель проекта "Транспортная безопасность" ТПП РФ Актуальные нормативно-правовые вопросы обеспечения транспортной и авиационной безопасности В статье подробно рассматриваются проблемы дублирования требований в сферах транспортной и авиационной безопасности, их влияния на вопросы профессиональ- ной подготовки, обучения, определения квалификации при разработке проекта про- фессионального стандарта для работников подразделений транспортной безопас- ности www.pxhere.com

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw