Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 109 l о прекращении полномочий Межведомствен- ной комиссии по авиационной безопасности, безопасности полетов гражданской авиации и упрощению формальностей и наделения Правительства России правами по изданию специальных федеральных программ: – обеспечения транспортной безопасности воз- душного транспорта, взаимосвязанных со стан- дартом 3.1.1 Приложения 17 "безопасность. защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" к Конвен- ции о международной гражданской авиации и положениями Руководства ИКаО по авиа- ционной безопасности (Doc 8973, Restricted); – контроля качества обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта, взаимо- связанного со стандартом 3.4.4 Приложения 17 "безопасность. защита международной граж- данской авиации от анВ" к Конвенции о меж- дународной гражданской авиации и положе- ниями Руководства ИКаО по авиационной без- опасности (Doc 8973, Restricted); – подготовки персонала в области обеспече- ния транспортной безопасности воздушного транспорта, взаимосвязанной со стандар- том 3.1.6 Приложения 17 "безопасность. защита международной гражданской авиации от анВ" к Конвенции о международной граж- данской авиации и положениями Руководства ИКаО по авиационной безопасности (Doc 8973, Restricted); – упрощения формальностей при воздушных перевозках, взаимосвязанных с Приложением 9 к Конвенции о международной гражданской авиации и положением Руководства ИКаО по упрощению формальностей (Doc 9957). наделение Правительства России указанными полномочиями позволило бы отразить в доку- ментах требования и процедуры, содержащие- ся в законодательстве России в области обес- печения транспортной безопасности. С учетом того, что на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) воздушного транспорта могут находиться иные юридические лица, использующие здания, строения, сооружения, не отнесенные в соответствии с законом № 16-Фз к ОТИ, которые расположены в границах ОТИ, предлагалось для указанных юридических лиц установить обязанность соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности для достижения непрерывности обеспечения транс- портной безопасности, определить соответ- ствующие структуры и их персонал, который будет обеспечивать транспортную безопасность. Кроме этого, экспертами рассматривались вопросы деятельности воздушного транспорта, направленные на оптимизацию и синхрониза- цию структуры и содержания планов обеспече- ния транспортной безопасности, программ обеспечения транспортной безопасности транс- портных средств, паспортов обеспечения транс- портной безопасности и декларации соблюде- ния транспортной безопасности, которые пред- лагалось установить нормативными правовыми актами Правительства России и Минтранса Рос- сии. По мнению экспертов Минтранса России и про- фильного Комитета по транспорту Государст- венной Думы ФС, исключение и изменения вышеуказанных положений потребовало от Правительства России и Минтранса России при- знания утратившими силу нормативных право- вых актов, регламентирующих авиационную безопасность, а также внесения изменений в действующие нормативные правовые акты Рос- сийской Федерации, в связи с чем в проекте федерального закона должны были предусмат- риваться переходные положения. Кроме этого, по мнению экспертов, исключение положений об авиационной безопасности из ВК РФ существенно не повлияло на регулирование деятельности в области экспериментальной и государственной авиации, так как в соответ- ствии с положениями ВК РФ деятельность экс- периментальной авиации регламентируется нормативными правовыми актами уполномо- ченного органа в области оборонной промыш- ленности (Минпромторга России), а государст- венной авиации – нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации. В частности, функции в сфере авиационной безопасности, предусмотренные ст. 84 ВК РФ, реализуются применительно к государственной авиации в рамках приказов министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. № 275 "Об утверждении Федеральных авиа- ционных правил производства полетов госу- дарственной авиации" и от 27 мая 2013 г. № 400 "Об утверждении Инструкции по орга- низации воинских перевозок воздушным транс- портом Вооруженных Сил Российской Федера- ции". Исключение дублирования мероприятий по транспортной и авиационной безопасности Федеральный закон от 3 апреля 2023 г. № 107-Фз "О внесении изменений в Феде- ральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" официально был опубликован 3 апреля 2023 г. Утвержденные им изменения касаются мер по исключению дублирования порядка осуществления мероприятий по транспортной и авиационной безопасности, в том числе в области подготовки персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности на воздушном транспорте. Самое главное, что с 01.03.2024 утрачивает юридическую силу п. 6.2 ст. 1 закона 16-Фз (Фз от 03.04.2023 № 107-Фз) о программах обеспечения авиационной безопасности, пред- усмотренных международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиа- ции от актов незаконного вмешательства, к числу которых относятся: l Федеральная система обеспечения авиацион- ной безопасности (национальная программа авиационной безопасности); l Федеральная система контроля качеств (национальная программа контроля качества авиационной безопасности); l Федеральная система подготовки персонала в области авиационной безопасности (нацио- нальная программа подготовки персонала в области авиационной безопасности); l Федеральная система упрощения формаль- ностей при воздушных перевозках (нацио- нальная программа упрощения формально- стей при воздушных перевозках). Для подготовки и разработки новых требова- ний к персоналу, связанных с обеспечением транспортной безопасности на воздушном транспорте, ключевое значение имеет факт, что с 1 марта 2024 г. прекращается действие: l Федеральной системы обеспечения авиа- ционной безопасности (национальная про- грамма авиационной безопасности) (одобре- на Межведомственной комиссией по авиа- ционной безопасности, безопасности полетов гражданской авиации и упрощению фор- мальностей 04.04.2019, в том числе в обла- сти подготовки персонала: п.п. 216–224 о подготовке кадров в области авиационной (транспортной) безопасности; l Федеральной системы подготовки персонала в области авиационной безопасности (нацио- нальная программа подготовки персонала в области авиационной безопасности) (одоб- рена Межведомственной комиссией по авиа- ционной безопасности, безопасности полетов гражданской авиации и упрощению фор- мальностей 04.04.2019). законом № 107-Фз также установлено, что с 1 марта 2024 г. обеспечение транспортной безопасности на (ОТИ) и транспортных сред- ствах (ТС) воздушного транспорта включает в себя осуществление комплекса мер по обес- печению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (анВ), который предусмотрен законом 16-Фз и соответствую- щими стандартами Международной организа- ции гражданской авиации (ИКаО) – ч. 3 ст. 4 закона 16-Фз (подп. "а" п. 2 ст. 1 № 107-Фз). Предусмотрено, что в целях реализации меж- дународных договоров Российской Федерации в области защиты гражданской авиации от анВ Правительством Российской Федерации будут утверждены федеральные программы обес- печения транспортной безопасности воздушно- го транспорта, контроля качества обеспечения транспортной безопасности воздушного транс- порта, подготовки персонала (специалистов) в области обеспечения транспортной безопасно- сти воздушного транспорта (ч. 3.2 ст. 4 закона 16-Фз, пп. "б" п. 2 ст. 1 № 107-Фз). Эксплуа- танты воздушных судов гражданской авиации, используемых для осуществления воздушных коммерческих перевозок, будут разрабатывать свои программы обеспечения транспортной безопасности эксплуатантов (ТС), предусмот- ренные стандартами ИКаО и призванные заме- www.secuteck.ru декабрь 2023 – январь 2024 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь С пециалистам и экспертам понадобилось более четырех лет, чтобы принять обоснованное решение о том, что защиту ОТИ гражданской авиации от АНВ необходимо осуществлять в рамках законодательства о транспортной безопасности

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw