Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2023
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 111 с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Фз "Об образовании в Российской Федерации", для применения профессиональных стандартов в сфере профес- сионального обучения и образования: разра- ботки федеральных государственных образова- тельных стандартов на основе требований про- фессиональных стандартов, профессионально- общественной аккредитации профессиональ- ных образовательных программ на соответ- ствие профессиональным стандартам с учетом нормФедерального закона "О независимой оцен- ке квалификации" от 03.07.2016 № 238-Фз, регулирующего отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалифика- ции работников или лиц, претендующих на осу- ществление о такого вида профессиональной деятельности. Разработка проекта профессионального стан- дарта по должности служащего (инспектора подразделения транспортной безопасности – третий уровень квалификации) с участием Минтранса России, ведущего учебного заведе- ния РУТ (МИИТ), ТПП РФ, СПК по видам транс- порта, членов союзов, ассоциаций работодате- лей сможет разрешить локальную проблему профессиональной деятельности – отсутствие у абсолютного большинства работников под- разделений транспортной безопасности сред- него специального образования – они пока не могут проходить обучение по программам дополнительного профессионального обучения (ДПО). Для организаций, обеспечивающих транспорт- ную безопасность, в том числе подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, наличие профессионального стандарта также будет иметь важное значение, так как они осу- ществляют профессиональную деятельность не только в области транспортной безопасности, но и в области охраны, к ним относятся: l ФГУП "Ведомственная охрана железнодорож- ного транспорта Российской Федерации"; l ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Феде- рации"; l подразделения транспортной безопасности, непосредственно обеспечивающие транс- портную безопасность объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств ФГУП "Росморпорт"; l подразделения транспортной безопасности, созданные в субъектах транспортной инфра- структуры (например, подразделение транс- портной безопасности Службы безопасности Московского метрополитена (ПТб Сб), в ОаО "Российские железные дороги" – дочерняя структура ООО "РЖД-Транспортная безопас- ность" и РЖД "Охрана"; l иные подразделение транспортной безопас- ности, получившие статус в соответствии с законодательством по транспортной безопас- ности в процессе их аккредитации. Так, например, ФГУП "Охрана" Росгвардии аккредитовано в качестве подразделения транс- портной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в области морского и внутреннего вод- ного транспорта. С учетом изменений в законо- дательстве о транспортной безопасности так называемые службы авиационной безопасно- сти, ранее созданные в исполнение ВК РФ, с 01.03 2024 г. должны быть ликвидированы (ст. 1 п. 7 Фз-107 от 03.04.2023) и заменены структурами Росгвардии. ФГУП "Охрана" Росгвардии сможет осуществ- лять деятельность в качестве ПТб не только области морского и внутреннего водного транс- порта, но и на воздушном транспорте и на иных объектах транспортной инфраструктуры, так как п. 7 ст. 1 Фз-107 и ст. 12.3 Фз-16 дополнена частями 14 и 15 следующего содержания: "14. защита от актов незаконного вмеша- тельства аэропортов, подлежащих обяза- тельной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответ- ствии с перечнем, предусмотренным пунк- том 5 части 3 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226-Фз "О войсках национальной гвардии Российской Федера- ции", обеспечивается подразделениями вне- ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществ- ляющими охрану границ территорий таких аэропортов на основании возмездных дого- воров с субъектами транспортной инфра- структуры и подразделениями транспортной безопасности, осуществляющими защиту таких аэропортов. 15. защита от актов незаконного вмешатель- ства находящихся в аэропорту (на аэродро- ме) транспортных средств воздушного транс- порта, в том числе проведение досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, обеспечивается субъектами транспортной инфраструктуры путем при- влечения подразделения транспортной без- опасности, осуществляющего защиту такого аэропорта (аэродрома), при наличии указан- ного подразделения". Выводы Так как требования по обеспечению транспорт- ной безопасности с учетом специфики и про- фессиональная деятельность работников под- разделений транспортной безопасности суще- ственно не различаются по видам транспорта и по видам профессиональной деятельности, то создание и утверждение единого (сквозного) профессионального стандарта для должности "инспектор подразделения транспортной без- опасности" полностью соответствует принци- пам развития национальной системы квалифи- каций (абз. 2 п. 13 Стратегии развития нацио- нальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года), которым установлено, что приоритетами развития национальной системы квалификаций Россий- ской Федерации на период до 2030 г. является способом оптимизации издержек участников рынка труда за счет интеграции квалифика- ций, институтов их оценки и признания в национальную систему квалификаций Рос- сийской Федерации, обеспечение взаимосвя- занности и преемственности квалификаций работников, связанных с обеспечением транс- портной безопасности. Так как профессиональный стандарт для долж- ности "инспектор подразделения транспортной безопасности" будет являться многофункцио- нальным нормативным документом, опреде- ляющим в рамках конкретного вида экономи- ческой деятельности (области профессиональ- ной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетен- циям работников по третьему квалификацион- ному уровню, то в части обеспечения транс- портной безопасности это будет основой для создания раздела "Транспортная безопасность" в ОК 029–2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссий- ский классификатор видов экономической дея- тельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 22.09.2023) – так как сегодня транспортная безопасность как вид экономической деятельности отсутствует. В ОК 029–2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссий- ский классификатор видов экономической дея- тельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 22.09.2023) ука- заны виды экономической деятельности по видам транспорта, при этом транспортная и авиационная безопасность в них также отсут- ствуют. Перечень областей профессиональной дея- тельности работников ПТб будет представлен в реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельно- сти) и будет включать наименования области применения: транспорт (приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. № 667н "О рее- стре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)"). Основные виды профессиональной деятель- ности работников ПТб – профессиональные функции в профессиональном стандарте будут обладать относительной автоном- ностью, с учетом мнений с работодателей рынка ПТб, являться необходимым компонен- том содержания основной профессиональной образовательной программы профессиональ- ного обучения, с учетом особенностей их корректировки на основании полномочий Минтранса России (ст. 85.1 Фз "Об образова- нии в РФ"). n www.secuteck.ru декабрь 2023 – январь 2024 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Д ля организаций, обеспечивающих транспортную безопасность, в том числе подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, наличие профессиональ- ного стандарта также будет иметь важное значение, так как они осу- ществляют профессиональную деятельность не только в области транс- портной безопасности, но и в области охраны
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw