Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 112 О беспечение должного уровня безопасности на железнодорожном транспорте, пред- отвращение транспортных происшествий и сни- жение тяжести их последствий является одной из основных задач Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Статистика показывает, что именно нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта приводят к кру- шениям и авариям на железнодорожном транс- порте, а также другим тяжким последствиям. Так, за девять месяцев 2023 г. на железнодорожном транспорте Российской Федерации допущено 11 транспортных происшествий (девять круше- ний и две аварии), из них восемь – на пути общего пользования и три – на пути необщего. Из 11 допущенных транспортных происшествий в этом году причинами четырех из них (три про- исшествия на инфраструктуре ОаО "РЖД" и одно на инфраструктуре Крымской железной дороги) явились акты незаконного вмешатель- ства в работу железнодорожного транспорта. на инфраструктуре ОаО "РЖД" количество транспортных происшествий, допущенных именно по причине нарушения обязательных требований законодательства в области желез- нодорожного транспорта, снизилось к уровню прошлого года на 62% (в 2023 г. – три про- исшествия, в 2022 г. – восемь). на сегодняшний день на железнодорожном транспорте допущено 477 сходов и столкновений железнодорожного подвижного состава, из них 181 допущен на инфраструктуре ОаО "РЖД". В целом количество сходов железнодорожного подвижного состава остается на уровне прошло- го года (за аналогичный период 2022 г. было допущено 479 сходов), вместе с тем на инфра- структуре ОаО "РЖД" рост сходов отмечается на Дальневосточной, забайкальской и Северо-Кав- казской железных дорогах. Основные причины транспортных происшествий и методы их предупреждения По результатам анализа транспортных происше- ствий и событий Ространснадзором выделяются основные причины возникновения случаев нарушения безопасности движения и эксплуа- тации железнодорожного транспорта. на путях общего пользования это: l нарушение технологии производства манев- ровой работы (84 схода, или 46% от общего количества); l нарушение правил ремонта железнодорож- ного подвижного состава (43 схода, или 23% от общего количества); l нарушение правил текущего содержания железнодорожного пути (38 сходов, или 21% от общего количества). В рамках осуществления федерального госу- дарственного контроля (надзора) на железно- дорожном транспорте и проводимой работы, направленной на повышение уровня безопас- ности движения, Ространснадзором за девять месяцев 2023 г. проведено 69 контрольных (надзорных) мероприятий (56 плановых и 13 внеплановых проверок), по результатам которых выявлено 7 052 нарушения обязатель- ных требований законодательства Российской Федерации. Профилактические мероприятия Установленные законодательством ограничения осуществления контрольно-надзорной деятель- ности значительно повлияли на организацию работы Ространснадзора по недопущению нару- шения обязательных требований участниками перевозочного процесса. Приоритет направлен на проведение профилактических мероприятий и контрольно-надзорных мероприятий без взаи- модействия с контролируемым лицом: 1. Проведено 4 337 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контроли- руемым лицом (2 043 наблюдения за соблюде- нием обязательных требований, 2 294 выездных обследования), выявлено 38 904 нарушения действующего законодательства. 2. Объявлено 4 960 предостережений о недо- пустимости нарушений обязательных требова- ний (в 2022 г. – 4 110 предостережений). 3. Проведено 1 246 профилактических визитов (в 2022 г. – 1 042 профилактических визита). 4. Организовано 24 публичных обсуждения правоприменительной практики, в том числе семь совместно с представителями Центрально- го аппарата Ространснадзора (в 2022 г. – 23 публичных обсуждения). 5. Ежемесячно на официальном сайте Ространс- надзора размещается анализ безопасности дви- жения на железнодорожном транспорте в Рос- сийской Федерации. Индикаторы рисков Эффективным инструментом контроля соблю- дения обязательных требований являются раз- работанные Ространснадзором в соответствии с положениями Федерального закона № 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Феде- рации" индикаторы риска нарушения обяза- тельных требований при осуществлении феде- рального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта. С 22 апреля 2023 г. вступили в силу зареги- стрированные Минюстом России новые инди- каторы риска (приказ Минтранса России от 07.03.2023 г. № 70), срабатывание которых декабрь 2023 – январь 2024 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Евгений Юдин Начальник Управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора Транспортные происшествия на железнодорожном транспорте и меры их профилактики Железнодорожный транспорт является одним из основных видов транспорта в Рос- сийской Федерации, обеспечивающий быстрое и надежное перемещение пасса- жиров и грузов. Безопасность на транспорте для Ространснадзора является главным приоритетом. Невыполнение обязательных требований транспортного законодатель- ства может привести к серьезным последствиям, влекущим за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физиче- ских или юридических лиц www.pxhere.com

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw