Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2023
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 115 Кинологическая группа Успешно был реализован проект по развитию и обучению кинологической группы, в резуль- тате которого разработана программа первона- чальной подготовки инспекторов-кинологов. Учебный курс был расширен новыми методика- ми и техниками дрессировки, при этом время подготовки сокращено в полтора раза. Служеб- ные собаки стали использоваться при досмотре воздушного судна (ВС) и багажа, а также при его комплектовке. Перронный контроль Для исключения несанкционированного пере- сечения пассажирами зон транспортной без- опасности был реализован проект "Перронный контроль", в результате которого была разрабо- тана собственная программа с алгоритмом рас- чета численности персонала в зависимости от взлетно-посадочных операций, что способство- вало исключению нарушений пересечения зон перевозочного и технологического секторов пассажирами. Кадровые изменения Стоит отметить, что структура аО "МаС" в обла- сти обеспечения безопасности также суще- ственно изменилась: введены дополнительные ключевые должности профайлеров, группа быстрого реагирования в аэровокзальном ком- плексе, а также расширен штат кинологической группы. Модернизация систем безопасности на постоянной основе В завершающей стадии находится проект модернизации систем видеонаблюдения и аудиозаписи. необходимо подчеркнуть, что стратегическое значение воздушной гавани для развития авиаперевозок на юге страны диктует необходимость постоянной модернизации дан- ного инфраструктурного объекта. БПЛА: угрозы безопасности и меры противодействия Одна из приоритетных задач в настоящее время – борьба с беспилотными летательными аппаратами (бПЛа). Дроны в небе – проблемы на земле В настоящее время большинство стран мира активно создает перспективные образцы бПЛа, которые получили широкое распространение и стали использоваться в различных целях. По подсчетам специалистов "Рособоронэкспор- та", на сегодняшний день более 50 фирм в 40 странах разрабатывают и выпускают более 600 типов бПЛа [1]. По оценкам экспертов, за последние пять лет граждане России приобрели до полу- миллиона дронов. По другим данным, в небе России летает от 300 до 500 тыс. бес- пилотных воздушных средств. С каждым годом тенденция к росту только увеличива- ется, и в ближайшие пять лет эти цифры могут удвоиться [2]. Вопрос противодействия бПЛа на объектах особой важности, к числу которых относятся объекты транспортной инфраструктуры, дол- жен быть решен в ближайшем будущем, так как дроны могут нанести весьма существенный ущерб [3]. Попробуем разобраться, какую опасность пред- ставляют бПЛа для аэропорта. Виды угроз беспилотники летают на тех высотах, где воз- душные суда взлетают и заходят на посадку, представляя физическую угрозу для граж- данских воздушных судов. Столкновение самолета даже с небольшим дроном может создать риск его повреждения или падения вследствие повреждения фюзеляжа или отказа двигателя при попадании дрона в тур- бину. Достаточно вспомнить инцидент в аэропорту Квебек в 2017 г., когда любительский дрон столкнулся с пассажирским самолетом авиа- компании SkyJet Airlines при заходе на посадку. К счастью, никто из пассажиров и членов эки- пажа не пострадал, а самолет получил незначи- тельные повреждения [4]. Существенной угрозой является использование бПЛа для транспортировки запрещенных гру- зов, пересечения границ, проникновения на территории зон особой важности, осуществле- ния мониторинга в режиме реального времени с целью обхода постов охраны. Однако наи- большую опасность представляет применение бПЛа в террористических целях. Меры противодействия дронам борьба с беспилотными летательными аппа- ратами ведется со стороны государства посредством регламентации процесса их регистрации, необходимости получения раз- решения на полеты, а также утверждением мер наказания за игнорирование закона о регистрации и правил использования воз- душного пространства РФ. В действительности, согласно данным центра учета беспилотных воздушных судов (бВС) "Гос- корпорация по ОрВД", из сотен тысяч дронов на учет поставлено только 68 тыс. Это не связано со сложностями их регистрации для частных лиц, зарегистрировать свой дрон сейчас очень просто. но поскольку инструментов контроля за регистрацией фактически нет, то эти требования выполняют далеко не все. на сегодняшний день для борьбы с бПЛа раз- работано достаточно средств, принцип дей- ствия которых основан главным образом на электромагнитном излучении (импульсе), нару- шающем связь оператора с беспилотником, а также работу навигационной аппаратуры. Применяется также так называемый Spoofing – подмена спутникового сигнала GPS более мощ- ным ложным для изменения траектории полета бПЛа. Вблизи аэродромов такое оборудование используется аккуратно, чтобы не нарушить аэронавигационное обеспечение полетов. Раз- работаны также меры защиты гражданских аэропортов от несанкционированных полетов беспилотников – принудительное приземле- ние бПЛа. Обнаружение химических и биологических агентов актуальной задачей является также обнару- жение химических и биологических агентов при входном контроле, а именно оснащение пунктов досмотра соответствующим обору- дованием. законодательство РФ предписывает оснащать транспортные объекты оборудованием, спо- собным выявлять и идентифицировать опас- ные химические и биологические агенты. Согласно закону о транспортной безопасно- сти, выявление и распознавание подобных запрещенных предметов и веществ с приме- нением технических средств досмотра возло- жены на субъекты транспортной инфраструк- туры. Список литературы 1. Противодействие бПЛа: защита от дронов и квадрокоптеров [Электронный ресурс] // URL: https://www.ao-avtomatika.ru/media/blog/pro- tivodeystvie-bpla-zashchita-ot-dronov-i-kvadroko- pterov/?ysclid=lftbsryoby716122949 (дата обра- щения: 28.03.2023 г.). 2. Рынок беспилотников: взрывной рост, хаос и бюрократия [Электронный ресурс] // URL: https://mashnews.ru/ryinok-bespilotnikov-vzry- ivnoj-rost-xaos-i-byurokratiya.html (дата обраще- ния: 28.03.2023 г.). 3. защита аэропортов от беспилотников [Элек- тронный ресурс] //URL: https://anti-dron.ru/pro- dukty/zashchita-aeroportov-ot-dronov-i-kvadroko- pterov.html?ysclid=lftc2rueby858646787 (дата обращения: 28.03.2023 г.). 4. Дрон впервые столкнулся с пассажирским самолетом [Электронный ресурс] // URL: https://nplus1.ru/news/2017/10/17/collision?y sclid=lfto410gh3729436707 (дата обращения: 28.03.2023 г.). n www.secuteck.ru декабрь 2023 – январь 2024 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь БПЛА: основные угрозы Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw