Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 116 Т ранспорт, в первую очередь автомобиль- ный, играет исключительно важную роль в жизни современного общества, обеспечивая удовлетворение транспортных потребностей экономики и населения, ускорение движения пассажиро- и грузопотоков. Транспорт обес- печивает связанность территорий, создает рабочие места (в том числе в смежных отраслях экономики), формирует поступления в бюдже- ты различного уровня. В то же время с функционированием автомо- бильного транспорта связан целый ряд про- блем, важнейшей из которых является дорож- но-транспортная аварийность. Структура экс- тернальных затрат (ущерба), связанных с использованием только легковых автомобилей (затрат/ущерба третьих сторон, непосредствен- но не задействованных в отношениях субъектов транспортной деятельности и/или в процессах дорожного движения), в странах ЕС в 2019 г. представлена в табл. 1. Статистика ДТП в ЕС и России более половины из 1,4 млн смертей в результа- те дорожно-транспортных происшествий в мире приходится на города. Дорожно-транс- портные происшествия являются основной при- чиной смертности среди молодых людей в воз- расте от 5 до 29 лет, что обходится правитель- ствам примерно в 2—3% ВВП в год. В 2022 г. в России, по данным ГИбДД, произош- ло 126 705 дорожно-транспортных происше- ствий с пострадавшими. В этих ДТП погибли 14 172 человека. Еще 159 635 человек получи- ли ранения. По статистике ГИбДД, каждое третье ДТП только с материальным ущербом оформляется по европротоколу. В 2022 г. без вызова автоинспекторов обошлись примерно 1,3 млн водителей. Таким образом, по некото- рым оценкам, соотношение учетных и неучет- ных ДТП может оцениваться как 1:13,5. Задачи в сфере безопасного дорожного движения в России и их решение К наиболее актуальным текущим проблемам в сфере безопасности дорожного движения в Россий- ской Федерации могут быть отнесены следующие: l все еще высокая доля погибающих в ДТП пешеходов (до 25%); l высокая доля погибших в ДТП по вине нетрез- вых водителей (в происшествиях с участием водителей в состоянии опьянения погиб каж- дый четвертый (25,1%) от общего числа погибших на дорогах страны); l все еще значительно число ДТП с участием детей (15 854 человека за 2022 г.); l быстрый рост ДТП с участием средств инди- видуальной мобильности. за первое полугодие 2023 г. число погибших в ДТП возросло на 2,9%. за этим ростом, как предполагают, стоят, в частности, геополитиче- ские причины, вызвавшие перераспределение транспортных потоков на территории страны. В Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы (далее – Стратегия), утвержденной распоряжени- ем Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р, была поставлена амбициозная цель – снизить к 2024 г. социальный риск до уровня не более четырех погибших на 100 тыс. населения (так называемый показатель социального риска). В соответствии с поручением председателя Пра- вительства Российской Федерации от 11 июля 2018 г. № ДМ-П9-4145 мероприятия по реали- декабрь 2023 – январь 2024 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Вадим Донченко Руководитель Центра стратегических исследований проблем устойчивого развития городских транспортных систем ОАО "НИИАТ", член Бюро Управляющего комитета Общеевропейской программы ЕЭК ООН – ВОЗ по транспорту, окружающей среде и охране здоровья (ОПТОСОЗ) www.pxhere.com Подход к созданию безопасных транспортных систем Может ли новая парадигма повышения безопасности движения быть реализована в России? Правительство Российской Федерации ставит амбициозную цель – снизить к 2030 г. количество погибших при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) до уровня не более четырех человек на 100 тыс. населения. В этой статье рассмотрим, какими методами можно достичь данную цель Категория внешних затрат Общий ежегодный ущерб, млрд евро/год Доля от суммарного ущерба, % ДТП 210,2 37,2 Потери, связанные с заторами 196,1 34,7 Воздействие на климат 55,6 9,8 Загрязнение атмосферного воздуха 33,4 5,9 Транспортный шум 26,2 4,6 Ущерб среде обитания 25,9 4,6 Выбросы "от скважины до бензобака" 18,1 3,2 Всего 565,5 100,0 Таблица 1. Общие экстернальные затраты, связанные с использованием легковых автомобилей в странах Евросоюза (источник: ЕС, 2019)

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw