Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 117 зации Стратегии включены в национальный про- ект "безопасные и качественные автомобильные дороги". Исходя из реалий изменения показате- лей аварийности в стране, президент РФ Влади- мир Путин на заседании Госсовета в октябре 2020 г. поручил правительству добиться сниже- ния показателя смертности в ДТП до четырех человек на 100 тыс. человек к 2030 г. Он также поручил установить дополнительный целевой показатель транспортного риска (число погиб- ших на 10 тыс. автотранспортных средств). Как же оценить ситуацию со снижением смерт- ности в ДТП в России? является ли достигнутые за последние годы результаты достаточными? за последние годы в России достигнут заметный прогресс в снижении числа и тяжести ДТП. на рис. 1 показана динамика изменения показате- ля социального риска за период с 2000 по 2022 г. [1]. на изменение данного показателя, безусловно, повлияла реализация мероприятий федеральных целевых программ повыше- ния безопасности дорожного движения в 2006–2012 и в 2013–2020 гг. [2]. Представленные данные свидетельствуют о том, что в стране за период 2006–2022 гг. достигнут определенный прогресс в снижении показате- лей дорожно-транспортной аварийности. В то же время сохраняется отставание России по удельным показателям аварийности от стран развитой автомобилизации (рис. 2 и 3). По данным CARE, средний показатель социаль- ного риска в 27 странах Евросоюза к 2030 г. составит 2,54. Очевидно, что достигнутый прогресс в улучше- нии показателей безопасности дорожного дви- жения в России весьма значителен. В то же время становится понятным, что только реали- зация соответствующих федеральных про- грамм/проектов является необходимым, но недостаточным условием коренного изменения состояния аварийности. В условиях перехода страны на принципиально новый уровень авто- мобилизации (300–500 транспортных средств на 1 тыс. жителей) необходимо менять госу- дарственную политику в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, применять новые современные методы и механизмы воз- действия на общество, государственные струк- туры, бизнес и участников движения. Концепция безопасных автодорожных систем Смертность в ДТП является показателем работы транспортной системы, зависящим от целого ряда факторов и процессов. Сложившаяся мно- голетняя практика признания в большинстве случаев виновным в совершении ДТП водителя привела к определенному "обвинительно-кара- тельному" перекосу во всей государственной политике в области обеспечения безопасности дорожного движения. Все страны, добившиеся заметных успехов в снижении аварийности и тяжести ее послед- ствий, исповедуют несколько иной подход к формированию политики в сфере обеспече- ния безопасности дорожного движения. В част- ности, шведская транспортная администрация сформулировала следующие базовые принци- пы обеспечения безопасности дорожного дви- жения в стране [3]: 1. безопасность дорожного движения является интегрированной составляющей устойчивых транспортных систем. 2. Достижение в ближайшем будущем условий безопасного функционирования транспортной системы соответствует ожиданиям общества, субъектов транспортного сектора и потребителей. 3. Интегрирование вопросов обеспечения без- опасности дорожного движения в транспорт- ную политику в системном смысле является ключевым фактором сокращения потерь здо- ровья и жизней населения и в этом смысле био- www.secuteck.ru декабрь 2023 – январь 2024 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Рис. 1. Изменение показателя социального риска в Российской Федерации за период с 2000 по 2022 г. (с прогнозом на 2023 г.) Рис. 2. Значение показателя социального риска в странах – членах IRTAD 1 и в Российской Федерации (красная линия) Рис.3. Значение показателя транспортного риска в странах – членах IRTAD и в Российской Федерации (красная линия) 1 Международная группа по сбору данных и анализу безопасности дорожного движения.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw