Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2023
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 120 И нтеллектуальные транспортные системы (ИТС) в нашей стране разрабатываются и внедряются уже более 10 лет. новый импульс этому процессу дал запуск национального про- екта "безопасные качественные дороги", вклю- чающего мероприятия по внедрению ИТС в городских агломерациях с населением не менее 300 тыс. человек. В рамках данного национального проекта было выделено финан- сирование на практическое внедрение подси- стем ИТС. В течение трех лет проводится серь- езная организационная работа, в частности были сформированы методические рекоменда- ции по формированию заявок на создание и реализацию локальных проектов по интеллек- туальным транспортным системам. на сегодняшний день пройден достаточно большой путь, позволяющий говорить о теку- щих результатах внедрения ИТС в регионах. Направления работы и задачи РОСДОРНИИ по ИТС ФаУ "РОСДОРнИИ" является подведомствен- ным учреждением Федерального дорожного агентства (РОСаВТОДОР) и занимается разра- боткой и научным сопровождением федераль- ных целевых и региональных программ инно- вационного развития автомобильных дорог, в частности по ИТС. Практически все субъекты Российской Федера- ции вовлечены в процесс разработки и внедре- ния интеллектуальных транспортных систем. Работа ведется в рамках федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" национального проекта "безопасные качественные дороги". Мероприятия реали- зуются в городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек. Все участники процес- са должны выйти на первоначальный фунда- ментальный уровень построения ИТС за счет внедрения основных подсистем в части мони- торинга показателей дорожного движения и их управления. Обязательными подсистемами для достижения данного уровня являются: l подсистема светофорного управления; l подсистема мониторинга параметров транс- портного потока; l подсистема метеомониторинга. Все данные по регионам должны аккумулиро- ваться в единой информационной платформе "Единая платформа управления транспортной системой", предполагаются также организацион- ные мероприятия по формированию на регио- нальном или муниципальном уровнях центров организации дорожного движения (ЦОДД). Методологическая поддержка РОСДОРнИИ оказывает методологическую и консультационную поддержку регионам по вопросам внедрения ИТС. Институт также про- водит мониторинг состояния и развития интел- лектуальных транспортных систем в субъектах Российской Федерации, в том числе собирает данные об используемых технологиях ИТС и собственных разработках субъектов Россий- ской Федерации в этой сфере. Мы наблюдаем потребность в методологиче- ской поддержке регионов, в том числе по более точечным вопросам и по отдельным системам, а также в вопросах взаимодействия региональ- ных властей и муниципалитетов с федеральны- ми органами власти. Важно отметить потребность в кадрах на местах и при выстраивании общей структуры органи- зации ИТС в регионах. Информационная безопасность В этом году Минтранс уточнил перечень инфор- мационных объектов, которые классифици- руются как критическая инфраструктура. Под- системы ИТС, связанные с адаптивным движе- нием на перекрестках, теперь входят в этот перечень. Это накладывает на системы допол- нительные требования к их информационной безопасности. Что касается оборудования и ПО, используемых в ИТС, то сегодня ключевым стал вопрос их интеграции. Сейчас регионы сталкиваются с проблемой экс- плуатации того оборудования, которое было внедрено в 2020–2021 гг. Как правило, часть этого оборудования иностранного производ- ства, причем из стран, которые попали в пере- чень недружественных. Использование обору- дования российского производства, собранного с использованием компонентов, которые доступны и не имеют проблем с их импортом, поможет избежать проблем как в части функ- ционирования подсистем, так и в части обес- печения его безопасности. Интеграция подсистем Интеграция касается не только взаимодействия систем в рамках одного муниципального обра- зования. Дальнейшее стратегическое видение предполагает обеспечение целостности ИТС, декабрь 2023 – январь 2024 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Антон Журавлев Заместитель генерального директора ФАУ "РОСДОРНИИ" www.pxhere.com Д альнейшее стратегическое видение предполагает обеспечение целостности ИТС, посредством интеграции и обеспечения информа- ционного взаимодействия между региональными ИТС и ИТС на феде- ральной дорожной сети. Это позволит видеть и анализировать транс- портные потоки всего региона и осуществлять информационный обмен между любыми соседствующими субъектами Ключевые направления развития интеллектуальных транспортных систем в Российской Федерации Внедрение интеллектуальных транспортных систем позволяет повысить безопасность дорожного движения в реальном времени и предотвратить возможные аварийные ситуации в будущем. Управление транспортными потоками ускоряет движение, улуч- шая логистику в городах и на федеральных трассах. О направлениях развития интел- лектуальных транспортных систем мы поговорим в данной статье
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw