Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 121 посредством интеграции и обеспечения инфор- мационного взаимодействия между региональ- ными ИТС и ИТС на федеральной дорожной сети. Это позволит видеть и анализировать транспортные потоки всего региона и осуществ- лять информационный обмен между любыми соседствующими субъектами. Интеграция дорог разной принадлежности под- разумевает обмен исходными данными, кото- рые позволяют на макроуровне понимать транспортное сообщение между регионами, анализировать и улучшать потоки грузовых перевозок и т.д. Мы видим, что ИТС – это осно- ва для дальнейшего развития смежных задач в области цифровизации транспортной отрасли. на сегодняшний день, после нескольких лет внедрения ИТС в регионах, нас ждет оценка реальной эффективности интеллектуальных транспортных систем. Важно убедиться в том, что выстроенная интеграция обеспечивает каче- ственное функционирование отдельных подси- стем, что они действительно работают и уста- новлены не "для галочки". Моделирование и работа с данными Помимо того, что ИТС в регионах выполняют свои ключевые функции – увеличение пропуск- ной способности (средней скорости движения) и повышение качества работы транспортной системы, нужно понимать, что это достаточно большой объем собираемых данных. Очень важно по максимуму использовать этот ресурс и обрабатывать информацию, которая поможет в решении задач транспортного моделирова- ния, а также в формировании и принятии реше- ний по организации дорожного движения. нам еще предстоит развивать собственные инструменты моделирования. ни для кого не секрет, что на рынке присутствовали преимуще- ственно иностранные производители данных программных средств. В любом случае важно научиться максимально эффективно использо- вать и применять те данные, которые собирают- ся благодаря подсистемам. Вопросы эксплуатации и содержания подсистем ИТС Федеральная поддержка имеет ключевое значение, однако вопросы содержания и экс- плуатации ИТС ложатся на плечи регионов и муниципалитетов. Понимая, что сегодня идет процесс полномас- штабного внедрения ИТС, мы должны задумать- ся о том, что будет дальше. Важно сконцентри- ровать свое внимание на вопросах содержания и эксплуатации подсистем ИТС. Этот вид дея- тельности на данный момент в разных регионах выстроен по-разному, но есть понимание, что к вопросам содержания и эксплуатации нужно подходить в том числе и со стороны норматив- ного обеспечения, это и вопросы смежных рас- ценок, и нормирование. Решение данных вопро- сов в РОСДОРнИИ стоит в ближайших планах. Важно, чтобы финансовое обеспечение ИТС сохранилось на должном уровне, иначе суще- ствуют риски, что уже установленные системы при недостатке финансирования со стороны регионов и поддержки из федерального центра начнут терять свои функциональные качества. Инновационные задачи Стоит обратить пристальное внимание на вопрос развития технологии V2X (Vehicle-to- Everything), которая позволяет автомобилю "общаться" с другими транспортными средства- ми и окружающей дорожной инфраструктурой. Мы подходим к тому, чтобы инфраструктура была взаимосвязана с транспортными средства- ми. Уже есть реальные пилотные проекты и практики применения этих технологий, в пер- вую очередь, в целях обеспечения приоритет- ного проезда общественного транспорта. В целом создание условий для развития этой технологии напрямую влияет и на следующую тему эволюционного развития – это высоко- автоматизированные транспортные средства, где принцип обеспечения беспилотного движе- ния не может не опираться в том числе на дина- мические данные, передаваемые с инфраструк- турных объектов на борт автомобиля. Пару лет назад мы наблюдали активные дискус- сии между ведущими российскими экспертами на тему, должна ли умнеть инфраструктура или стоит делать ставку на развитие беспилотных технологий с опорой на те технологии, которые находятся в самом транспортном средстве. на данный момент мы пришли к выводу, что в слу- чае акцента на автономные транспортные сред- ства мы натолкнемся на дорогостоящие реше- ния. При этом развитие технологий для инфра- структуры обеспечивает повышение безопасно- сти дорожного движения, что является приори- тетной задачей. Одновременно, говоря о разви- тии V2X и умной инфраструктуры, необходимо отметить, что те сервисы, которые мы получим по результатам модернизации инфраструктуры, будут полезны не только для беспилотников в том виде, о котором мы привыкли говорить, но и для транспортных средств с водителем, которые будут получать актуальную информа- цию на борт автомобиля. например, заблаго- временное получение водителем информации об упавшем дереве за слепым поворотом спо- собно скорректировать действия водителя и позволить избежать неприятных последствий. Таким образом, развитие беспилотного транс- порта и интеллектуальных систем транспортной инфраструктуры должно происходить взаимо- связанно. Технология V2X, ввиду особенностей инфра- структуры, в первую очередь обкатывается на рейсовом транспорте, как правило, это метро и железные дороги. Импортозамещение Ситуация с системами ИТС очень похожа на ситуацию в других отраслях. Мы ожидали опре- деленных простоев, связанных с нехваткой обо- рудования, но этого не произошло. Что касается ПО, то российская ИТ-школа находится на достаточно высоком уровне: мы сами пишем код, системы развиваются. Единственным пре- пятствием здесь является высокая стоимость услуг ИТ-компаний. В части оборудования все упирается в микро- электронику. но в связи с тем, что ИТС не требуют очень сложных компонентов, есть надежда, что отечественное производство в скором времени покроет нужды в необходимых микрочипах. на данный момент в интеллектуальных транс- портных системах в основном используются качественные компоненты из Китая или от дру- гих азиатских производителей. Нормативно-правовое обеспечение ИТС Второе направление, по которому сегодня про- ходит работа и будет проходить в дальней- шем, – это вопросы стандартизации и регули- рования. С конца 2022 г. идет формирование целого перечня ГОСТов. Сейчас они проходят стадии публичных обсуждений. нормативные документы касаются как отдельных подсистем, например систем метеообеспечения и интен- сивности потоков, так и обновления ряда уже существующих стандартов, связанных с терми- нологией и архитектурой ИТС. В РОСДОРнИИ разработан план стандартиза- ции в области ИТС. Это живой документ, посто- янно актуализирующийся, согласно которому мы понимаем те темы и направления, которые важны в приоритетном порядке для разработки на ближайшую и среднесрочную перспективу (3–5 лет). Экономический эффект Достичь значимого экономического эффекта при внедрении инновационных решений в ИТС на транспортных средствах и инфраструктуре поможет масштабирование. Отдельные испыта- ния и тестирование технологий такого эффекта не дадут. В частности, масштабного внедрения беспилот- ного транспорта и V2X ждет отрасль автомо- бильных грузоперевозок. Выстраивается и про- рабатывается экономическая модель эффектив- ности, но ведущие ритейлеры и грузоотправи- тели видят экономическую целесообразность уже сейчас. Любые инновационные решения со временем дешевеют. Масштабирование также служит фактором снижения стоимости. Процесс перехода на инновационные решения в ИТС эволюционный, он во многом зависит от экономических и социальных факторов. n www.secuteck.ru декабрь 2023 – январь 2024 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь В ажно, чтобы финансовое обеспечение ИТС сохранилось на должном уровне, иначе существуют риски, что уже установленные системы при недостатке финансирования со стороны регионов и поддержки из федерального центра начнут терять свои функциональные качества Д остичь значимого экономического эффекта при внедрении иннова- ционных решений в ИТС на транспортных средствах и инфраструктуре поможет масштабирование. Отдельные испытания и тестирование тех- нологий такого эффекта не дадут Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw