Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2023
В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 124 Особенности распространения информации о результатах НИОКТР Отличительной особенностью результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения являются ограничения в распро- странении информации о них. Они могут иметь пометку "для служебного пользования" либо содержать сведения, составляющие государст- венную тайну, перечень которых утвержден Ука- зом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203. Свободный оборот нормативно-технической документации по производству и эксплуатации продукции военного назначения, а также результатов НИОКТР и фундаментальных поисковых исследований по созданию воору- жений и военной техники запрещен постанов- лением Правительства РФ от 10.12.1992 г. № 959. Однако информация об отдельных тех- нических решениях, охраняемых ГК РФ, являет- ся общедоступной, исключая сведения о секрет- ных изобретениях. Как контролировать, чтобы не мешать Из вышеописанного становится очевидным, что правоотношения, возникающие в рамках системы управления правами РФ на разра- ботки военного, специального и двойного назначения, являются очень сложными. Однако, несмотря на это, в настоящее время в условиях существенной интенсификации процесса использования в гражданской сфере результатов разработок двойного назначения необходимо обратить особое внимание на более широкое применение сквозных технологий. Для этого в первую очередь необходимо опе- ративно решить проблемы, связанные с хра- нением, передачей и обработкой данных кон- структорской документации и данных риск- ориентированного информационного моде- лирования объектов, создаваемых с исполь- зованием сквозных технологий. Это связано с тем, что в экстремальных условиях санкций и СВО сквозные технологии часто приобре- тают критический характер, а риски противо- правного использования связанной с ними информации приобретают принципиально новый уровень значимости. Сегодня для отраслевых и межотраслевых про- ектов изготовления инновационных материалов и изделий, реализующих сквозные технологии, обмен и обработка инженерных данных не систематизированы на уровне, обеспечиваю- щем достаточную степень безопасности и одно- временно высокую скорость и стабильность обмена такой информацией. В связи с этим необходима комплексная разработка про- граммно-аппаратной среды и форматов пере- дачи информации, позволяющих обеспечить условия работы с большими данными, поддер- живающих комплексную безопасность на физи- ческом, сетевом, инфраструктурном и органи- зационном уровнях. В условиях широкой реализации критических и сквозных технологий, в соответствии с Кон- цепцией технологического развития на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Пра- вительства РФ от 20.05.2023 г. № 1315-р, рас- смотренные способы и механизмы обеспечения защиты НИОКТР имеют ряд особенностей, поскольку законодательно не закреплено опре- деление рамок объектов, которые могут отно- ситься к разработкам военного, специального и двойного назначения. Применительно к разработкам двойного назначения, включающим сквозные техноло- гии, правоприменительная практика показыва- ет, что под разработками такого назначения принято считать только результаты НИОКТР, и это вызывает проблемы, поскольку их резуль- таты могут включать себя и неохраноспособные разработки. Это особенно важно при трансфере импортозамещающих разработок в комплекс мероприятий и проектных решений, направ- ленных на обеспечение защиты критически важных объектов от угроз военного, террори- стического характера и несанкционированного вторжения. Для целеполагания, мониторинга и проведения экспертизы исследований в интересах техноло- гического развития в системе ФГБУ РАН фор- мируются научные советы по приоритетным направлениям критических и сквозных техно- логий. Один из них, для совершенствования деятельности РАН в сфере безопасности, созда- ется на базе Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН под научно-методиче- ским руководством Комиссии РАН по техноген- ной безопасности. По мере работы Совет формирует единые согласованные взгляды для создания на их основе технологической платформы и после- дующей модернизации процесса технологиче- ского развития в сфере безопасности, в том числе в его нормативной части, на базе общих принципов с применением единого платфор- менного решения. Для обеспечения защиты разработок двойного назначения эта работа включает оценку рисков умышленного искажения, утечки и противо- правного использования информации, а также разработку эффективных проектных решений и мер противодействия. n Ф едеральным законом "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" на реализацию национальных проектов в 2024 г. предусмот- рено 3 008,4 млрд рублей. Наибольший объем бюджетных ассигнований в 2024 г. предусмотрен на реализацию следующих нацпроектов: l "Демография" – 890,0 млрд рублей; l "Безопасные качественные дороги" – 621,4 млрд рублей; l "Здравоохранение" – 283,8 млрд рублей; l "Образование" – 237,2 млрд рублей. По ранее опубликованным данным Минфина, расходы федерального бюджета РФ на нацио- нальные проекты на 1 декабря 2023 г. предва- рительно составили 2,53 трлн рублей или 84,5% от плановых бюджетных назначений. Отмечалось, что наиболее высокие показатели исполнения отмечены у нацпроектов "Культура" (92,1%), "Наука и университеты" (92%), "Демография" (91,8%), "Жилье и городская среда" (89,4%). Национальный проект по беспилотным авиацион- ным системам (БАС) также в числе приоритетных. По данным Минпромторга, в 2024 г. выпуск БАС может составить почти 11,7 тыс. штук. А ежегод- ный объем производства БАС к 2030 г. (за исклю- чением образовательных беспилотников) запла- нирован в объеме 32,5 тыс. штук. Это почти в три раза больше текущего объема производства. Планируется, что объем финансирования национального проекта за счет бюджетных средств до 2030 г. составит почти 700 млрд рублей. n Источник: www.tass.ru декабрь 2023 – январь 2024 www.secuteck.ru Д ля обеспечения достаточной степени безопасности и одновременно высокой скорости и стабильности обмена информацией по изготовле- нию инновационных материалов и изделий двойного назначения необходима комплексная разработка программно-аппаратной среды и форматов передачи информации, позволяющих обеспечить условия работы с большими данными, поддерживающих комплексную безопас- ность на физическом, сетевом, инфраструктурном и организационном уровнях Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Расходы бюджета на исполнение нацпроектов в 2024 году составят 3 трлн рублей В начале января пресс-служба Минфина сообщила, что расходы федерального бюд- жета РФ на реализацию нацпроектов в 2024 г. составят 3,008 трлн рублей. Наибольший объем ассигнований запланирован для нацпроектов "Демография", "Безопасные качественные дороги", а также "Здравоохранение" и "Образование"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw