Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2023

Ложные отказы в результате поиска Второй проблемой были ложные отказы в результате поиска. База клиентов, сдавших биометрию, в Сбере исчисляется десятками миллионов, и надо было научиться быстро, точно, удобно и объяснимо для клиента про- водить поиск его лица по всей этой базе. Вначале процент ложных отказов был доста- точно высокий, на них приходилась каждая третья попытка. Сейчас процент ложных отка- зов в результате поиска сведен до 0,73– 0,97%. При этом показатели ложного допуска не ухудшаются. Скопление людей перед терминалом Оплата "лицом" в сценариях, когда есть оче- редь – скопление людей перед терминалом, стала третьей проблемой. Был необходим конт- роль нахождения одного или нескольких лиц в области видимости терминала. Исследователя- ми были разработаны модели, обеспечиваю- щие точный поиск лиц, мешающих запуску поиска по базе. При усовершенствовании моде- лей удалось достичь того, что терминал сам определяет кадр, подходящий для дальнейшей доработки, не требуя от пользователя дополни- тельных действий. Эта задача тоже решена. Есть ли альтернатива лицевой биометрии? Те, кто погружен в технологии, помнят, что изначально технология работала благодаря набору геометрических признаков, получен- ных из характерных точек на лице. Значитель- но позже появились методы построения при- знаков лица на основе технологий классиче- ского компьютерного зрения и машинного обучения. Однако оба этих подхода не могли дать точность, необходимую для массового применения. Все поменялось в 2012 г. с появлением технологий обучения сверточ- ных нейронных сетей, которые преобразуют фото лица в вектор целиком, не ограничива- ясь отдельно взятыми точками. С тех пор точность моделей извлечения векто- ров значительно выросла и теперь позволяет без ошибок искать человека по лицу по много- миллионным базам. До появления эффективных нейронных сетей мы присматривались к другим биометрическим технологиям: распознаванию по пальцу, ладони и даже уха как дополнительного фактора к лицу. Решения на основе ладоней мы до сих пор тестируем где-то раз в год, потому что за рубе- жом есть успешный опыт массового внедрения этого вида биометрии. Что можно сказать про применимость распознавания по ладони для нас? Контактная ладонь нам определенно не подходит по ряду причин: это и постэффект ковидного времени, и климатический фактор. Большая часть территории нашей страны имеет резко континентальный климат, где температу- ры бывают либо очень низкими, либо очень высокими. Ладошка, соответственно, либо замерзает, либо потеет, и это не позволяет достичь хороших результатов в применении биометрии. Технологии бесконтактной ладони есть, за их развитием мы следим и верим, что на дистанции три – пять лет они могут "выстре- лить". Но пока альтернативы лицевой биомет- рии мы не видим. Биометрия в системе контроля управления доступом Один из наших продуктов, в которых биомет- рия работает и уже себя показала, – это система контроля управления доступом (СКУД). Биомет- рические СКУД мы внедрили еще в 2019–2020 гг. Тогда достаточно много объектов были оснаще- ны типовыми локальными решениями с воз- можностью занесения биометрических образ- цов в систему контроля управления доступом. Мы модернизировали это решение и готовимся представить рынку БиоСКУД, соответствующую требованиям 572-го закона, в двух режимах поставки. Первый вариант Первый режим – для крупных предприятий. Здесь мы выступили сами у себя крупнейшим заказчиком и примером крупной организа- ции, которая может развернуть биометриче- скую систему в контуре аккредитованного опе- ратора и подключить ее к ГИС ЕБС. Как рабо- тает решение? Сбер, как аккредитованный оператор коммерческой биометрический системы (КБС), развернул ее в своем ЦОД (центре обработки данных). К этой КБС по выделенным каналам Интернета подключают- ся объекты для обслуживания по биометрии. Такой формат позволяет получить достаточно быструю скорость сработки на объектах с под- твержденной пропускной способностью. Мы фиксируем пропускную способность на отдельно взятый сервис, таким образом обес- печивая скорость обмена информацией между объектом и ЦОД. Это первый вариант поставки, который мы уже развернули для себя. Второй вариант Второй вариант поставки: как аккредитованный оператор, мы берем часть нашей КБС и выно- сим ее на объект партнера. При этом КБС оста- ется в контуре аккредитованного оператора, а выносной модуль на объекте партнера факти- чески и формально находится в нашей зоне ответственности. Оборудование, техническую поддержку и обслуживание тоже предостав- ляем мы. Партнер, со своей стороны, обеспечи- вает возможность подключения к выносному решению терминалов, которые мы устанавли- ваем на объекте, и подключает нашу КБС к своей системе управления доступом. Таким образом, могут быть соблюдены требования 572-го закона. Сбер будет готов к массовому подключению организаций к БиоСКУД во II квартале 2024 г., когда опробует технологию на пилотных клиен- тах и вместе с ними убедится в ее работоспо- собности и удобстве. Как формируется цена на подключение к биометрии Предварительное понимание стоимости сер- виса подключения к аккредитованной КБС у нас есть, тарифная сетка вскоре будет опуб- ликована. Однако уже сейчас можно сказать, что биометрия не должна существенно повли- ять на стоимость решений по контролю управ- ления доступом, иначе будет невозможно про- дать решение организации-клиенту. Мы видим, что это возможно, повышение стоимо- сти объектового решения будет незначитель- ным и будет зависеть в первую очередь от количества подключенных турникетов, во вто- рую – от количества клиентов, которые обслу- живаются на объекте. Пилотирование подключения к КБС Мы готовы общаться с организациями, которые хотят тестировать подключение к КБС Сбера. На данный момент пилотируем несколько объ- ектов по первому режиму – с подключением к ЦОД. Это объекты, для которых возможно обес- печение высокой пропускной способности интернет-канала. Первые пилоты мы ведем "за ручку", с предельным вниманием ко всем дета- лям, чтобы сформировать типовой путь под- ключения и типовые процедуры эксплуатации, подтвердить их с нашими клиентами. Если среди компаний есть желающие попробовать подключение к ЦОД, мы с большим удоволь- ствием с ними пообщаемся, для начала в режи- ме клиентских исследований. Нам очень инте- ресно понимать, как клиенты смотрят на эту задачу, что они хотели бы получить от серви- са биометрического контроля управления доступом, чтобы заложить в целевое реше- ние правильные функции и эксплуатацион- ные характеристики. Связаться с нами по вопросу пилотирования можно по электрон- ной почте: biometrics@sberbank.ru. n www.secuteck.ru декабрь 2023 – январь 2024 БИОМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ  С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 67 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru БиоСКУД

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw